Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 700 
Next page End  

интересуют неверные ответы детей, чем их показатели в тесте на интеллект. Почему дети ошибаются
именно так? Чем их мышление отличается от взрослых? Он стал пристально наблюдать за
собственными детьми во время игры; при этом часто задавал им простые научные и моральные вопросы
и просил объяснить, как они пришли к своим ответам. Основываясь на своих наблюдениях, Пиаже
убедился, что развитие способности детей мыслить и рассуждать проходит через ряд качественно
различающихся стадий детского роста. Он выделил в когнитивном развитии 4 основные стадии и ряд
подстадий в каждой из них. Основные стадии и их главные характеристики приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Стадии когнитивного развития по Пиаже
Стадия
Характеристика
1. Сенсомоторная (от
рождения до 2-х лет)
Отличает себя от предметов.
Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно;
например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет
погремушку, чтобы пошуметь.
2. Предоперационная
(2-7 лет)
Учится пользоваться речью и представлять предметы словами и в образах.
Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других.
Классифицирует объекты по одному признаку; например, группирует вместе
все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки
независимо от цвета.
3. Конкретных
операций (7-11 лет)
Может мыслить логически об объектах и событиях.
Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет).
Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их
в ряды по одному параметру, например величине.
4. Формальных
операций (11 лет и
далее)
Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически
проверяет гипотезы.
Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами,
будущим.
Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта,
культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их следования предполагается
одинаковым у всех детей. Здесь дана только общая характеристика стадий, а в каждой из них Пиаже
описал ряд более детальных подстадий.
Сенсомоторная стадия. Отмечая тесную взаимосвязь между двигательной активностью и
восприятием у младенцев, Пиаже обозначил первые два года жизни как сенсомоторную стадию. В этот
период младенцы заняты тем, что открывают для себя связь между своими действиями и их
последствиями. Они узнают, например, насколько надо потянуться, чтобы взять предмет; что
происходит, если столкнуть тарелку с едой за край стола; а также то, что рука — это часть тела, а
перила яслей — нет. Путем бесчисленных «экспериментов» младенцы начинают формировать понятие
о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира.
На этой стадии важным открытием является понятие о постоянстве объекта — осознание того,
что объект продолжает существовать, даже когда он недоступен чувствам. Если накрыть тряпкой
игрушку, к которой тянется 8-месячный ребенок, он тут же перестает тянуться и теряет интерес. Он не
удивлен и не расстроен, не пытается найти игрушку — в общем, действует так, как если бы она
перестала существовать (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Постоянство объекта. Если игрушку спрятать за экраном, младенец действует так,
как будто ее больше не существует. Из этого наблюдения Пиаже делает вывод, что ребенок еще не
освоил понятие постоянства объекта.
В отличие от него, 10-месячный ребенок активно ищет предмет, спрятанный под тряпкой или за
Hosted by uCoz