Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 700 
Next page End  

одном из тестов формального операционного мышления ребенку надо определить, от чего зависит, за
сколько времени маятник качнется назад-вперед (т. е. период его колебаний). Ребенку дают отрезок
веревки, подвешенный за крючок, и несколько грузов, которые можно присоединять к нижнему концу.
Он может изменять длину веревки, изменять вес подсоединяемого груза и высоту, с которой он
отпускает груз. В отличие от детей, которые все еще находятся на стадии конкретных операций и при
экспериментировании меняют некоторые переменные, но без системы, подростки даже со средними
способностями выдвигают ряд гипотез и начинают систематическую их проверку. Они рассуждают так:
если определенная переменная (вес) влияет на период колебаний, то результат ее влияния станет виден,
только если менять одну переменную, а все прочие оставлять без изменений. Если эта переменная не
влияет на время качания, они ее исключают и пробуют другую. Рассмотрение всех возможностей —
выработка заключения по каждой гипотезе и ее подтверждение или опровержение — вот суть того, что
Пиаже называл мышлением на стадии формальных операций.
Критика теории Пиаже
Теория Пиаже — огромное интеллектуальное достижение; она произвела революцию в
представлениях о когнитивном развитии детей и в течение десятилетий вдохновляла огромное
количество исследователей. Наблюдения Пиаже относительно последовательности когнитивного
развития подтверждаются многими исследованиями. Однако более новые и изощренные методы
тестирования умственной деятельности младенцев и дошкольников показывают, что Пиаже
недооценивал их способности. Как мы отмечали выше, для того чтобы ребенок мог успешно решить
многие из задач, созданных для проверки теории стадий, ему на самом деле надо владеть несколькими
базовыми навыками обработки информации: вниманием, памятью и знанием конкретных фактов. И
может получиться так, что ребенок на самом деле обладает требуемой от него способностью, но не
может решить задачу, потому что у него нет других навыков, также необходимых, но несущественных
для данной задачи.
Эти моменты проявились со всей очевидностью в исследованиях постоянства объекта —
осознания того, что объект продолжает существовать, даже когда он находится вне поля чувственного
восприятия. Мы уже говорили выше, что если младенцу в возрасте до 8 месяцев показывают игрушку и
затем у него на глазах прячут ее или накрывают тряпкой, он ведет себя так, как будто она уже не
существует, не пытается ее искать. Но и после 8-месячного возраста ребенок, уже сумевший
неоднократно отыскать игрушку, спрятанную в каком-то одном месте, продолжает искать ее там же,
даже после того как видел, что взрослый спрятал ее в новом месте.
Заметьте, однако, что для успешного выполнения этого теста ребенку нужно не только понимать,
что данный предмет все еще существует (т. е. знать о постоянстве объекта), но также помнить, куда его
спрятали, и
проявлять какое-то физическое действие, которое показывало бы, что он его ищет.
Поскольку Пиаже считал, что раннее когнитивное развитие определяется сенсомоторной активностью,
он не рассматривал всерьез возможность того, что ребенок знает, что объект все еще существует, но не
способен выразить это в поисковом поведении, — т. е. что развитие ума может опережать моторные
способности.
Такая возможность была изучена в ряде исследований, где от ребенка не требовалось активно
искать спрятанный объект. Как показано на рис. 3.6, устройство состояло из экрана, прикрепленного
одним концом к крышке стола. В начальном положении экран всей плоскостью лежал на столе. На
глазах у ребенка экран медленно поворачивали в противоположную от него сторону, как разводной
мост, до вертикального положения в 90 градусов, затем поворачивали дальше до полного полукруга в
180 градусов и снова клали плоскостью на стол. Затем экран поворачивали в противоположную сторону
— по направлению к ребенку.
Hosted by uCoz