Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 947 
Next page End  

Klinisches Interview fur DSM-IV. Achse I: Psychische Storungen. Gottingen: Hogrefe.
Zaudig, M. & Hiller, W. (1996). Strukturiertes Interview fur die Diagnose einer Demenz vom
Alzheimer Typ, der Multiinfarkt- (oder vaskularen) Demenz und Demenzen anderer Atiologie nach DSM-III-R,
DSM-IV und ICD-10 (SIDAM). Bern: Huber.
Глава 7. Клинико-психологическая диагностика: общие положения
Криста Рейнеккер-Хехт, Урс Бауманн
1. Функции клинико-психологической диагностики
В психологической диагностике решаются вопросы диагностики, общие для всех сфер
диагностики (Amelang & Zielinksi, 1994; Butcher, Graham, Haynes & Nelson, 1995; Fisseni, 1990; Jager &
Petermann, 1995; Rost, 1996); кроме того, в свете отдельных частных психологических дисциплин
очерчиваются также специфические проблемы. В этой главе мы будем обсуждать аспекты клинико-
психологической диагностики и для начала выделим разные ее функции и цели (обзорная литература по
клинико-психологической диагностике: Maruish, 1994; Stieglitz & Baumann, 1994b; Goldstein & Hersen,
1991).
Клинико-психологическая диагностика имеет следующие функции (Perrez, 1985; ср. также
Kanfer & Nay, 1982): описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться
как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам,
организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели
выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также не в последнюю очередь разные
методы обследования.
-
Описание. Это исходный базис всех остальных функций (классификации и т. д.). В описании
определяется проблема (проблемы), или расстройство (расстройства) одного индивида или
межличностной системы, а также тип, выраженность и т. д. этих проблем или расстройств. При этом в
клинической практике приходится переводить непрофессиональные высказывания (жалобы) в
специфические диагностические вопросы (Kanfer & Nay, 1982). В зависимости от теоретической
ориентации и целей диагностирующего проблема описывается и рассматривается тем или иным
образом; в специальной части этого учебника (соответственно главы по классификации, диагностике)
приводятся диагностические методы описания психических расстройств для различных областей.
Описание фактического состояния надо отличать от описания изменения; последнее чаще всего
представляет собой описание изменений в состоянии, которые появились за определенный промежуток
времени, но возможно и прямое измерение изменения (например, «Головная боль у меня
сильнее/слабее/такая же, как три недели назад»; Stieglitz & Baumann, 1994a).
-
Классификация. На основе описания предпринимается упорядочение по системам
классификации (например, МКБ-10; DSM-IV; по теме Классификация (см. главы 3, 6). Это упорядочение
может происходить с помощью эксплицитных (DSM-IV) или имплицитных правил упорядочения (МКБ-
10: Версия клинико-диагностических рекомендаций). В клинической практике под классификацией
чаще всего понимается отнесение пациента к какой-то диагностической единице, но процесс
классификации не ограничивается только этим (например, может быть упорядочение в отношении
интервенции). В медицине диагностика часто сопоставима с классификацией (постановка диагнозов);
но эта задача представляет собой только одну функцию диагностики.
-
Объяснение. Как показывает Вестмейер в главе по теории науки (глава 3), существуют
различные объяснительные подходы. Клинико-психологическая диагностика вносит свой вклад в
объяснение психических расстройств, предоставляя для этого по возможности исчерпывающие и
точные необходимые данные, которые помогают подкрепить или исключить возможные объяснения (по
теме объяснения см. также главу 9).
-
Прогноз. В процессе клинико-психологической диагностики прогнозируется течение
психических расстройств, причем как с учетом интервенций, так и без них. В первом случае прогноз
течения содержит высказывания о вероятности успеха терапии (Perrez, 1985) — область исследований,
которая также известна под термином исследование предикторов. Теоретические рамки для прогноза —
это теории возникновения, поддержания и изменения психических расстройств. Здесь принимаются во
внимание предикторные переменные — признаки пациента, психотерапевта (включая переменные,
связанные с техникой), ситуации (временной план, переменные терапевтической обстановки) и
Hosted by uCoz