Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 947 
Next page End  

предсказать поведение, основываясь на базовых свойствах личности (Traits), в значительной мере
определяющих поведение конкретного человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят
от времени и ситуации, не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных
ситуациях. Свойства представляют собой характеристики усредненного поведения;
агглютинированные, то есть суммированные за несколько дней, они стабильны и отчетливо
коррелируют с характеристиками свойств (Amelang & Bartussek, 1990). Теоретические рамки для
диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка; кроме того, диагностика
свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки». Свойства выводятся из пунктов
соответствующего метода, которые представляют собой выборку элементов переживания и отрезков
поведения; содержательная интерпретация отдельных пунктов, как правило, не предпринимается. В
свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствует
параметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностике как
измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходит чаще всего
формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений, большинство методов
подхода свойств обосновываются классической теорией тестов. При диагностике свойств часто
преобладают формальные критерии качества (характеристики пунктов, объективность, надежность);
закрепление в поведении очень непрочное.
В клинической практике подход свойств широко распространен прежде всего в исследовании, а
также в практике для описания и классификации психических признаков и для оценки интервенций.
Однако при реализации терапевтической интервенции в каждом отдельном случае ценность этих
подходов относительно невелика. Чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется
комбинировать его с приведенной ниже диагностикой поведения (см. раздел 2.3).
2.3. Диагностика поведения
2.3.1. Основы диагностики поведения
По мере того как росло значение поведенческой терапии, развивалась также диагностика
поведения, задача которой — исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа
поведения) получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения, а
также о возможностях его изменения. Как будет изложено в разделе 2.3.3, при использовании подходов
анализа поведения речь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям
пригодности и в гораздо меньшей степени — по формальным критериям качественности или на
основании научной проверки.
Ориентируясь на классическую линейную модель, Канфер и Саслов (Kanfer & Saslow, 1965)
предложили так называемую «формулу поведения», состоящую из следующих показателей (см. рис.
7.1): S — стимульные условия, O
переменная организма, R — реакции, KV — отношение
контингентности, или план подкрепления (отношение между реакцией и последствием), и C
последствия. Позитивное последствие (позитивное подкрепление: C+) или отмена негативного
последствия (негативное подкрепление: ?-) повышает вероятность наступления того или иного
поведения; отмена позитивного последствия (наказание, угашение: ?+) или негативное последствие
(наказание: C-) снижает вероятность наступления соответствующего поведения.
    S            O               R               C
стимул
реакция
последствие
переменная
организма
KV
отношение контингентности
Рис. 7.1. Классическая формула поведения в диагностике поведения
Анализ проблемного поведения с помощью этой «формулы поведения» поясняется в прим. 7.1 на
простом примере.
Hosted by uCoz