Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 947 
Next page End  

S — исходная ситуация,
О — переменная организма (система саморегуляции),
R — проблемное поведение,
С
последствия.
Канфер и Кароли (Kanfer & Karoly, 1972) называют три области переменных, которые
необходима учитывать при анализе поведения:
?: внешние переменные, ситуативные влияния, наблюдаемые признаки поведения;
?: психологические переменные индивида — мысли, ожидания, установки (история
индивидуального научения);
?: биологические, физиологические переменные.
Рис. 7.2. Динамическая модель саморегуляции (по Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996 и
Reinecker, 1997)
Примечание 7.2. Пример
Клиентка (страдающая расстройством пищевого поведения) приходит с работы домой (S?),
обычно она соблюдает по вечерам диету (S?), но сегодня она очень устала и у нее низкое содержание
сахара в крови (O?); все ее мысли вертятся вокруг того, что ей предстоит одинокий вечер, она не хочет
опять «сорваться», однако в холодильнике вроде бы еще есть еда (O?). Клиентка ест, стоя у открытого
холодильника (R?), она хочет получить хоть какое-то удовлетворение (R?); но у нее никак не возникает
чувство насыщения (R?), наоборот, она переживает тотальную потерю контроля (R?). По окончании
«приступа обжорства» клиентка чувствует себя физически плохо из-за переполненного желудка (C?-),
переживает сильное чувство вины и несостоятельности (C?-), но скоро засыпает от изнеможения (C?-).
Упреки самой себе (S?) на следующий день приводят к тому, что она собирается соблюдать еще более
строгую диету (S?), однако вскоре опять наступает приступ обжорства (R?) и у клиентки еще больше
снижается самооценка (C?-); и, таким образом, благодаря стимуляции обмена веществ, регуляции
голода и насыщения (C?), а также механизмам подкрепления поддерживается проблемное поведение.
---
(2) Вертикальный анализ поведения, анализ планов.
При
вертикальном анализе поведения
(Bartling et al., 1992; Caspar & Grawe, 1982) речь идет о том, чтобы выяснить, какие планы, цели и
необходимые для их достижения правила более высокого уровня обусловливают определенные способы
поведения. Здесь поведение — функция целей и планов: V = f (цели, планы).
Правила и планы могут быть более или менее абстрактными и в разной степени связаны друг с
другом. По набору конкретных способов поведения индуктивным путем (bottom-up) делается
заключение о вышестоящих целях/планах; и наоборот, дедуктивным путем (top-down) исходя из
вышестоящих целей/планов и правил можно предсказать какое-то конкретное поведение. При этом
опять-таки требуется перепроверка на конкретном поведении.
План (понятие анализа плана: Caspar, 1989) как центральная единица анализа характеризуется
намеченной целью и соответствующей стратегией (средствами) для достижения цели. В отличие от
горизонтального анализа поведения здесь учитываются долговременные мотивации, процессы
научения, общие для всех ситуаций, и вышестоящие цели. Структура плана помогает понять и
определить цели, правила/планы и соответствующие способы поведения, сделать вывод об их
согласованности, функциональности, рациональности и т. д. На рис. 7.3 изображен упрощенный
пример.
Hosted by uCoz