Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 947 
Next page End  

Цели /
планы
Правила
Поведение в
ситуациях
быть привлекательной
чтобы быть привлекательной,
ты должна быть стройной
не завтракать
переедание в
гостях
чрезмерная
озабоченность
едой
сделать карьеру
ты не имеешь права
допускать ошибки
усталость
спад произво-
дительности
Рис. 7.3. Вертикальный анализ поведения (-
-
-
-: поведение, которое плохо согласуется с
правилами/целями)
Местом пересечения между горизонтальной и вертикальной плоскостями поведения можно
считать переменную индивида (Kanfer, Reinecker & Schmelzer, 1996) или систему саморегуляции как
расширение и уточнение прежних O-переменных (Reinecker, 1997).
(3) Анализ системных условий. При анализе системных условий (Bartling et al., 1992) на первом
месте стоят структура и динамика систем, идентификация правил, стабилизирующих проблему и
систему, конфликты правил по причине их принадлежности к разным системам норм, последствия
структурной диагностики для дальнейших терапевтических решений (Kanfer, Reinecker & Schmelzer,
1996). При этом поведение является косвенной функцией системных условий (рис. 7.4).
Нарушение
пищевого поведения
общественные условия
(
подруги, фитнесс, стройность)
тесная связь с родительской
семьей
партнер, настаивающий
на создании семьи
профессиональная ситуация с
высокими требованиями к работе
пренебрежение социальными
контактами и активным досугом
Рис. 7.4. Системная модель
Системная диагностика должна также помогать ориентироваться в понимании систем при
семейной, супружеской и индивидуальной терапии. Без многомерного макроанализа, или системного
анализа, невозможно учесть сложность человеческого поведения, которое находится в двустороннем
взаимодействии с многослойной системой (Karoly, 1993); при этом рекомендуется все же выбирать
среднюю разрешающую степень, с тем чтобы модели были, с одной стороны, как можно более
всеобъемлющими, а с другой — чтобы ими можно было манипулировать на практике.
2.3.3. Оценка
В зависимости от постановки вопроса, требований и возможностей можно применять разные
стратегии функционального анализа (Horner, 1994), но в любом случае они должны удовлетворять
определенным стандартам, таким как операционализация проблемного поведения, идентификация
условий, вызывающих проблемное поведение, гипотезы о поддерживающих условиях и прямые
наблюдения за поведением, чтобы можно было определить принципиальное значение условий,
регулирующих поведение.
Руководства (схемы) по анализу поведения (Schulte, 1974,
1996; Bartling et al., 1992; Kanfer,
Reinecker & Schmelzer, 1996) можно считать эвристическими, они служат для направления
диагностических действий. Главным критерием оценки является пригодность в диагностико-
терапевтическом процессе (treatment utility); какой схеме отдать предпочтение — решает диагност,
руководствуясь главным образом прагматическими соображениями (Hayes, Nelson & Jarrett, 1987).
Хотя центральным моментом в поведенческой терапии является анализ поведения, больше всего
Hosted by uCoz