Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 947 
Next page End  

тот же конструкт). Чаще всего в классической теории тестов тестовые характеристики
(дискриминантность, согласованность, факторный анализ и т. д.) вычисляются только для одного
момента времени, даже если метод привлекается для измерения изменений; а необходимы анализы для
разных моментов времени, причем выбор временного интервала зависит от потенциальной области
применения. Тем не менее, несмотря на перечисленные возражения, разработанные классической
теорией тестов методы и ныне являются главной составляющей при регистрации изменений. В
конечном счете теоретические сомнения уступают технологическим аргументам, которые указывают на
полезность и пригодность результатов. Вероятностные подходы (Rost, 1996) предлагают концептуально
более строгие решения для измерения изменений, однако до сих пор они очень мало применяются в
клинической сфере.
Что касается технологии сбора данных, то здесь можно выделить четыре формы (Seidenstucker &
Baumann, 1978).
- (1) Косвенное измерение изменений: формирование различий между оценками состояния. Эта
форма представляет собой наиболее частый вариант, но содержит те же теоретические недостатки, что
и классическая теория тестов.
- (2) Прямое измерение изменений: прямая оценка изменений в какой-то момент измерения:
сравнительные высказывания — лучше, хуже, чаще и т. д. — соотносят с какой-то исходной точкой.
При этом подходе необходим двукратный сбор данных. Прямое и непрямое измерение изменений дают
разные результаты (Stieglitz & Baumann, 1994a).
- (3) Оценка того, насколько достигнута цель терапии:
констатируются изменения от какого-то
исходного состояния (начала терапии) к целевому состоянию (конец терапии). Наиболее известна Goal
Attainment Scaling (шкала достижения цели) (Kirusek, Smith & Cordillo, 1968), где создается матрица,
состоящая из целевых областей и целевых состояний.
- (4) Оценка (психопатологического) состояния через определенный временной интервал
относительно нормы (в основном применяется в конце терапии): устанавливается, располагаются ли
терапевтические изменения внутри или вне соответствующей области нормы. Например, к началу
терапии у пациентки обнаруживаются очень высокие показатели по шкале депрессии, а после
окончания терапии эти значения нормализуются (изменение от «тяжелой степени выраженности» до
«области нормы»).
Если принять во внимание, что измерение изменений в клинической психологии чаще всего
должно быть мультимодальным (см. следующий раздел), то становится тем более ясно, насколько
точная регистрация изменений затруднена множеством проблем; поэтому для реализации измерения
изменений требуются объемлющие, методические и содержательные, знания.
4. Мультимодальность как основной принцип диагностики
Главное положение клинико-психологической диагностики — это принцип мультимодальности
(Seidenstucker & Baumann, 1978); этот принцип принят в самых разных диагностических концепциях.
Мультимодальность означает, что вместо унивариантного подхода выбирается мультивариантный, при
котором соответственно варьируют отдельные категории; из них можно выделить следующие.
- Плоскости данных (основные категории признаков организма).
- Источники данных (информаторы).
- Методы обследования.
- Конструкты/функциональные области (берутся единицы внутри отдельных плоскостей данных
или с выходом за пределы отдельных плоскостей).
Фиссени (Fisseni, 1990) понимает под мультимодальной, или многометодной, диагностикой
интеграцию информации, полученной разными методами, притом что диагност располагает
определенными фундаментальными познаниями в диагностике, близко знаком с отдельными методами
и умеет интегрировать результаты в диагностическое заключение, а также представлять разные аспекты
комплексной диагностической ситуации (одновременное использование теста в наблюдении за
поведением).
Ниже мы лишь кратко опишем эти категории; детали можно почерпнуть из соответствующей
специальной литературы.
4.1. Мультимодальность: плоскости данных
Hosted by uCoz