Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 947 
Next page End  

уязвимостью в период социализации в раннем детстве, сегодня считается недоказанным или спорным
(ср. главу 14).
Приобретенный в фазах 1 и 2 риск заболевания чаще всего описывается понятием уязвимости
(подверженности); уязвимость к расстройству X есть специфическая выраженность личностных черт,
которые содействуют заболеванию расстройством X. Теоретически представляется интересным, чем
отличается риск, имеющийся при рождении (фаза 1), от риска после фазы 2; так как концептуально и
эмпирически оба эти варианта риска чаще всего не отличаются друг от друга. Итак, уязвимость — это
риск заболевания специфическим расстройством; но, кроме того, она может описывать риск для
психических расстройств в общем. Возникнет ли в конечном итоге расстройство — зависит от
дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые
механизмы, если она выражена более сильно — нередко достаточно и меньших пусковых факторов.
Люди, у которых, несмотря на наличие у них уязвимости, не развивается никакого расстройства,
называются резилентными (resilient); резилентность (сила сопротивления; Task Force, 1996) можно
рассматривать как противоположность уязвимости. Для проверки этиологических гипотез подобные
индивиды представляют большой интерес (например, лица, которые, несмотря на отягощающие
нагрузки в социализации — например, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, — не
заболевают никаким психическим расстройством).
В клиническом исследовании индикаторы расстройства описываются понятием маркер (Sher &
Trull, 1996; Schreiber & Kornhuber, 1995). Если речь идет о признаках, которые присутствуют еще до
первого проявления расстройства и тем самым позволяют измерить уязвимость, то говорят о Trait-
маркерах. Благодаря им можно предсказать будущее возникновение психического расстройства. State-
маркеры — это индикаторы, которые могут быть измерены только во время эпизода расстройства, они
дают возможность прогнозировать дальнейшее течение.
(3) Фаза 3. Продромальная фаза. При некоторых расстройствах, а также у отдельных лиц,
нередко можно предположить размытые границы между 2-й и 3-й фазами течения расстройства. И все-
таки, даже если расстройство наступает не внезапно, а постепенно, стоит попробовать установить
момент времени, когда начинается манифестация расстройства, то есть тот момент, когда расстройство
приобретает значение болезни, когда возникает желание изменений и начинается поиск помощи.
Особый интерес представляет продромальная фаза расстройства, где встает вопрос о пусковых
факторах. Исследование Life-Event (критических, изменяющих жизнь событий) и исследование стресса
показали (см. главу 17), что стрессовые — одноразовые или постоянно повторяющиеся — события
могут вызвать расстройство. Однако в этой сфере
исследований порой нелегко ответить на вопрос о
причинах/следствии. Чем, например, по сути является скопление изменяющих жизнь событий перед
началом расстройства — признаком повышенных нагрузок, следствием начинающегося расстройства
или искажением восприятия? О последнем варианте, наверное, можно говорить тогда, когда по причине
расстройства человек во всем видит стрессовые события, хотя частота этих событий та же, что и у
здоровых людей. В продромальной фазе расстройства тоже говорят о вредоносных или защитных
(протективных) факторах. Модели, которые объясняют расстройство исходя из сочетания
предрасположенности и перегрузки, часто называются Диатез-стресс-моделями.
(4) Фаза 4. Течение после начала расстройства. После того как расстройство уже проявилось,
мы имеем дело с условиями, поддерживающими расстройство. Здесь тоже можно различить вредные
(например, могущие вызвать стресс партнерские отношения) и протективные (например, социальная
поддержка со стороны близких) факторы влияния, которые сказываются на дальнейшем течении
расстройства. Факторы фазы 4 могут приводить к ухудшению, улучшению, исцелению, а также к
рецидивам. Так, исследование в свете концепции Expressed Emotions (см. главу 15 и главу 35) показало,
что разные семейные ситуации обусловливают разный риск рецидивов у пациентов, больных
шизофренией.
По причине комплексности обследуемых феноменов есть смысл спрашивать не только о
причинах в узком смысле (факторы фаз 1, 2, 3; исследование этиологии в более узком смысле), но и о
факторах фазы 4 (течение расстройства после его начала; анализ условий). Факторы фаз 1 и 2 (отчасти
также 3) называются условиями усвоения (Akquision), факторы фазы 4 — перформативными условиями
(поддерживающими условиями) (Perrez & Waldow, 1984). Исследование условий усвоения имеет
центральное значение для первичной профилактики.
Только эти сведения дают возможность
целенаправленно сократить или смягчить условия, способствующие расстройству. Иногда они важны и
для терапии, в частности для показаний и прогноза. Особенно же высокую ценность для терапии имеет
знание поддерживающих условий, то есть сведения о тех факторах, которые регулируют нарушенные
Hosted by uCoz