Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 947 
Next page End  

эмоции и поведение во время самого расстройства (фаза 4). Согласно психоаналитическим гипотезам,
например, наибольший интерес в этом смысле представляют характеристики актуальной
психодинамики. В концепциях психологии поведения и психологических когнитивных концепциях
прояснить поддерживающие условия помогают представления о функциональных связях между
нарушенным поведением и внешними стимулирующими условиями, с одной стороны, и внутренними
когнитивными, скрытыми тенденциями — с другой. Поддерживающими условиями можно считать
альфа-, бета- и гамма-переменные (см. главу 7). Функциональный анализ поведения последовательно
ориентирован на перформативные объяснения. Часто какой-то фактор влияния может представлять
собой одновременно и условие усвоения, и поддерживающее условие, так что его можно соотносить с
разными фазами. К вопросу о том, как соотносится специфическое этиологическое знание с
психотерапией, Фидлер (Fiedler, 1997) постулирует, что этиологическое знание, то есть знание условий
усвоения (фазы 1, 2, отчасти 3), в частности обосновывает терапевтические стратегии при психических
расстройствах. Перре и Боденманн (Perrez & Bodenmann, 1997) занимают противоположную позицию и
указывают на то, что в настоящее время лишь с большими оговорками можно признать, что у нас есть
для психических расстройств этиологические теории в узком смысле (прежде всего фазы 1, 2), очень
часто гораздо более значимым оказывается знание актуальных условий, то есть информация о факторах,
которые поддерживают расстройство (прежде всего фаза 4).
В части IV (главы 10-17) этого учебника обсуждаются классы условий усвоения и
поддерживающих условий, которые могут быть соотнесены с разными фазами в зависимости от
расстановки акцентов. Если генетический фактор (глава 10) однозначно связан с фазой 1, то при прочих
факторах такой однозначности нет. Как правило, они могут равным образом заключать в себе и условия
усвоения, и поддерживающие условия и при этом относиться к разным фазам. Это можно сказать,
например, о значимых во всех 4-х фазах биологических аспектах. В главах 14-17 указывается на
значение влияний окружающей среды. Так, социализация (глава 14), связанная главным образом (но не
исключительно) с фазой 2, обычно содержит в себе условия усвоения. Социально-психологические
(глава 15) и социологические аспекты (глава 16) можно отнести к фазам 2-4 (условия усвоения и
поддерживающие условия); стресс (глава 17) часто играет роль в фазах 3 и 4 (условия усвоения и
поддерживающие условия). Для этиологии/анализа условий возникновения важны также
эпидемиологические данные (ср., например, социальный слой и психическое расстройство), которые
могут использоваться во всех 4 фазах (ср. глава 8).
2.2. Факторы уязвимости и протективные факторы
В предыдущем разделе мы говорили о том, что течение расстройства регулируется факторами,
которые повышают или снижают риск. Отсюда можно выделить факторы уязвимости и протективные
факторы (Laireiter & Baumann, 1988; Reiss & Price, 1996). Чтобы анализ условий был как можно более
полным, необходимо проанализировать взаимодействие факторов уязвимости и защитных факторов.
Это взаимодействие имеет значение для каждой из четырех названных фаз течения расстройства.
Факторы уязвимости и протективные факторы могут локализоваться внутри или вне самого индивида
(изнутри: когнитивные дефициты; извне: структура семьи); они могут, далее, относиться к разным
плоскостям данных: биологической/соматической (генетический риск), психической (дефекты в
структуре восприятия), социальной (например, недостаточная социальная поддержка), экологической
(например, загрязнение окружающей среды).
Концептуально выделяют факторы уязвимости и протективные факторы; однако взаимные
отношения между этими факторами до сих пор остаются неясными. Есть факторы, которые
рассматриваются и как факторы уязвимости, и как протективные факторы, — в зависимости от их знака
(плюс или минус) (Veiel & Baumann, 1992). Например, недостаток социальной поддержки считается
отягощающим фактором, то есть фактором уязвимости (см. буферные гипотезы; Laireiter, 1993), а
достаточная социальная поддержка — протективным. Дифференцированная копинг-структура
уменьшает риск заболевания (протективное действие), а ригидная копинг-структура — повышает
(уязвимость).
Факторы уязвимости или протективные факторы в первую очередь рассматриваются на предмет
их участия в патогенезе, то есть в возникновении болезни/расстройства. Если исходить из того, что
здоровье — это нечто большее, чем просто отсутствие болезни, то наряду с патогенезом также имеет
значение саногенез — иными словами, возникновение и поддержание здоровья. Применительно к
здоровью тоже можно
было бы говорить о факторах уязвимости и защитных факторах. Насколько
Hosted by uCoz