Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 947 
Next page End  

Для шизофрении — если имеется больше, чем один эпизод — но DSM-IV
различаются следующие
формы течения.
-
Эпизодическое течение с резидуальными симптомами (= частичная ремиссия): между
эпизодами остаются специфические симптомы, которые уже не удовлетворяют изначальному критерию
диагноза, поставленного во время эпизода (специально для шизофрении определены так называемые
резидуальные симптомы).
-
Эпизоды без резидуальных симптомов (= полная ремиссия):
симптомы между эпизодами не
проявляются.
Подобным образом при аффективных расстройствах (DSM-IV)
говорят о рецидивирующем
течении с полной ремиссией или с частичной ремиссией.
Если эпизодов больше, чем один, то ясно, насколько разнообразны могут быть формы течения,
так как отдельные эпизоды соответственно могут иметь разные конечные состояния (например, первый
эпизод с последующей частичной ремиссией, второй эпизод с хронизацией и т. д.).
3. Планирование эксперимента
С целью исследования факторов, релевантных для возникновения или поддержания расстройств,
разрабатываются различные исследовательские стратегии (ср. Ricks & Dohrenwend, 1983; Erlenmeyer
Kimling & Miller, 1986); значение имеют также методические разработки из области эпидемиологии, —
в той мере, насколько эпидемиологические данные являются этиологическими (см. главу 8). В качестве
исходных пунктов для планирования этиологического исследования предлагаются пункты,
приведенные в табл. 9.2.
Таблица 9.2.
Методические пункты к планированию экспериментов в этиологических
исследованиях
Число сборов информации
- Лонгитюдные исследования (проспективные)
- Фиктивные долговременные исследования (когорты с разными
временными параметрами)
- Ретроспективные исследования
- Срезовые исследования
Селекция выборки
- Выборки из нормальной популяции с/без предварительной селекции
- Группы риска
- Клинические группы
Точность отображения
феномена/обследования
- Клинические исследования
- Опыт по аналогии
Число обследованных лиц
- Изучение отдельных случаев
- Групповые исследования
Мера влияния исследователя
- Лабораторные исследования
- Полевые исследования
Форма анализа
- Анализ взаимозависимости
- Анализ зависимости
Указанные аспекты можно комбинировать друг с другом. Если, например, студенты исследуются
на предмет успеваемости в условиях «с контролируемым шумом или без такового» (выученная
беспомощность), то мы имеем следующую конфигурацию: срезовое исследование (групповое
исследование), на выборке с предварительной селекцией из нормальной популяции, в форме опыта по
аналогии (в отношении выраженности расстройства, исследуемых лиц, временного измерения,
обстановки, методов исследования), в лаборатории, для проверки причин/следствий (анализ
зависимости).
Существенная проблема всех этиологических исследований — это вопрос специфичности
полученных данных (Sher & Trull, 1996). Если у определенной группы с диагнозом X находят
определенные структуры восприятия или дефициты социализации в раннем детстве, то возникает
вопрос: каковы эти же данные (1) у лиц без расстройства (обыкновенная, «здоровая» контрольная
группа) и (2) у лиц с другими расстройствами. Отсюда специфичность для какого-то расстройства
следует оценивать в сравнении со здоровыми людьми и лицами, имеющими другие расстройства. Для
клинических контрольных групп значимыми параметрами являются в том числе длительность
Hosted by uCoz