Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 947 
Next page End  

Вклад психофизиологии в понимание того, как возникают и поддерживаются соматоформные и
психические расстройства, зависит от форм самих расстройств, а также от имеющегося набора методов.
В области соматоформных расстройств психофизиология главным образом помогает определить
степень физического напряжения/перегрузки и оценить риск заболевания, заключающийся в
индивидуальной тенденции к психофизиологическим гиперреакциям. В связи с тем, что
психофизиология занимается в основном соматоформными расстройствами, ей приписывается важная
роль при оценке субъективного восприятия интероцептивных сигналов. В возникновении расстройств и
заболеваний участвуют также эмоциональные реакции, и в психофизиологии есть соответствующие
методы, с помощью которых можно регистрировать вегетативные реакции, участвующие в эмоциях.
Разрабатывая объяснительные модели по этиологии и патогенезу этих форм расстройств,
психофизиология использует знания смежных дисциплин (например, физиологии, фармакологии,
медицины). Без функциональной интеграции этих знаний психофизиологические концепции
расстройств остаются рудиментарными и неподтвержденными.
Наряду с психофизиологическим напряжением/перегрузкой при возникновении и поддержании
расстройств нередко играют роль процессы научения. Психофизиологические методы ассоциативного
научения позволяют вникнуть в динамику и течение процессов при расстройствах. Эти
исследовательские подходы все больше ориентируются на модели, строящиеся на результатах
экспериментов на животных, и от этой основы психофизиологического исследования процессов
обусловливания сегодня нельзя отказаться. Один из примеров этому — исследование тревоги.
Используя психофизиологические индикаторы, можно констатировать патологические
изменения в переработке информации, которые играют решающую роль при некоторых психических
расстройствах, например при шизофрении. Главным образом речь идет о доказательстве недостаточной
ингибиции нерелевантной информации и ее влияния на психотическую симптоматику.
Психофизиологические методы все в большем объеме применяются для процессуальной
диагностики при психических и соматоформных расстройствах и таким образом помогают в оценке
терапевтических мероприятий. Для этой цели важно определить прежде всего экологическую
валидность этих исследовательских подходов. Психофизиологические заключения будут
информативны только в том случае, если полученные в лабораторных исследованиях знания выдержат
проверку в так называемых полевых условиях. В этом отношении психофизиологическое исследование
пока еще только зарождается.
7. Литература
Andreassi, J. L. (1995). Psychophysiology: Human behavior and physiological responses (3rd edition).
Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Baltissen, R. & Sartory, G. (1998). Orientierungs-, Defensiv- und Schreckreaktionen in
Grundlagenforschung und Anwendung. In F. Rosler (Hrsg.), Enzyklopadie der Psychologie, Biologische
Psychologie (Band 5; pp. 1-46). Gottingen: Hogrefe.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1990). Biologische Psychologie. Berlin: Springer.
Cobb, S. & Rose, R. M. (1973). Hypertension, peptic ulcer and diabetes in air traffic controllers.
Journal of American Medical Association, 224, 489-492.
Cook, E. W. III., Melamed, B. G., Cuthbert, B. N., McNeil, D. W. & Lang, P. J. (1988). Emotional
imagery and the differential diagnosis of anxiety. Journal of Consulting & Clinical Psychology, 56, 734-740.
Dahme, B., Konig, R., Nu?baum, B. & Richter, R. (1991). Haben Asthmatiker Defizite in der
Symptomwahrnehmung? Quasi-experimentelle und experimentelle Befunde zur Interozeption der
Atemwegsobstruktion. Psychotherapie, Psychosomatik, Medizinische Psychologie, 41, 490-499.
Dawson, M. E., Nuechterlein, K. H., Schell, A. M. & Mintz, I. (1992). Concurrent and predictive
electrodermal correlates of symptomatology in recent-onset schizophrenic patients. Journal of
Abnormal
Psychology, 101, 153-164.
Fahrenberg, J. (1982). Probleme der Mehrebenen-Beschreibung und Proze?-Forschung.
Forschungsberichte des Psychologischen Instituts der Albert-Ludwigs Universitat Freiburg i. Br.
Fahrenberg, J., Walschburger, P., Foerster, F., Myrtek, M. & Muller, W. (1979). Psychophysiologische
Aktivierungsforschung. Munchen: Minerva.
Falkner, B., Onesti, G. & Hamstra, B. (1991). Stress response characteristics of adolescents with high
genetic risk for essential hypertension: A five year follow-up. Clinical Experimental Hypertension, 3, 583-591.
Hosted by uCoz