Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 947 
Next page End  

Sokolov, E. N. (1963). Perception and the conditioned reflex. Oxford: Pergamon.
Swain, A. & Suls, J. (1996). Reproducibility of blood pressure and heart rate reactivity: A meta-
analysis. Psychophysiology, 33, 162-174.
Vaitl, D. (1996). Interoception. Biological Psychology, 42 (Nos. 1, 2), 1-27.
Vaitl, D., & Hamm, A. O. (1998). Assoziationslernen: Klassisches Konditionieren. In F. Rosler (Hrsg.),
Enzyklopadie der Psychologie: Biologische Psychologie (Band 5; pp. 47-94). Gottingen: Hogrefe.
Venables, P. H. (1991). Overview of psychophysiology in relation to psychopathology with special
reference to schizophrenia. In S. R. Steinhauer, J. H. Gruzelier & J. Zubin (Eds.), Handbook of schizophrenia
(Volume 5): Neuropsychology, psychophysiology and information processing. (pp. 3-37). Amsterdam: Elsevier.
Глава 14. Психологические факторы: влияние социализации
Майнрад Перре
[За ценные указания благодарю доктора Гая Боденманна и доктора Клаудию Эрмерт,
Фрайбургский университет и проф. Райнера Рихтера, Гамбургский университет.]
1. Введение
В этой главе будут изложены гипотезы и результаты исследований роли социализации в
возникновении психических расстройств, не относящиеся напрямую к социологии (ср. главу 16) и
социальной психологии (ср. главу 15); последние больше занимаются актуальными процессами
социальной регуляции, чем историко-генетическими объяснениями. В «моделях» социализации,
используемых для изучения возникновения расстройств, социальные влияния учитываются как
возможные элементы нарушения процесса развития; под этим подразумевается, что источниками
изменений являются влияния, оказываемые другими лицами или институтами (Prenzel & Schiefele,
1986) и представляющие собой частное множество внешних влияний, в число которых входят также
материальные факторы влияния (например, стесненные жилищные условия).
Факторы социального влияния действуют наряду с другими влияниями, описанными в учебнике.
В стандартном случае развитие расстройств обусловлено взаимодействием социальных и других
факторов; в пограничном случае социальные факторы могут играть главную роль. Нарушение развития
может привести к уязвимости индивида, что, в совокупности с факторами перегрузки может вызвать
расстройство, (ср. главу 17: Стресс и копинг); но возможен и такой ход развития, при котором
расстройства прогрессируют постепенно. В качестве каузальных моделей рассматриваются, в
частности, модель фаз сенситивности (ср. ниже), пороговые модели, аддитивные и мультипликативные
модели, а также модели взаимодействия (см. Flammer, 1988).
Здесь мы ограничимся тем, что рассмотрим психоаналитический подход, теорию привязанности
и теории научения; но о каких бы моделях социализации мы ни говорили, нам не обойтись без
концепции задач развития.
2. Социальные влияния как элементы расстройства, обусловленные ходом развития:
задачи развития
Психоаналитический подход и теория привязанности рассматривают социальные условия
возникновения расстройств эксплицитно, в перспективе развития. Обе эти попытки интерпретации в
разной мере подтверждены эмпирически, и исследования продолжаются в обоих направлениях; при той
и другой интерпретации начало психических расстройств сводится к проблемам адаптации. Эти
проблемы могут быть двоякого рода: во-первых, при значительном нарушении психического
равновесия биологическими либо культурно обусловленными дестабилизаторами возникает
необходимость в новой адаптации; во-вторых, благодаря стойким неблагоприятным условиям
социализации может постепенно наступить дезадаптация. В обоих случаях развитие временно
нарушается. Если человек не располагает достаточными внутренними и внешними ресурсами для
совладания, то это неполное совладание может привести к возникновению длительных расстройств.
При этом развитие следует понимать как процесс, продолжающийся всю жизнь (Baltes, Reese & Lipsitt,
1980), как последовательность более или менее неотложных задач реадаптации или задач развития,
требующих больших или меньших усилий (Havighurst, 1982; Flammer & Avramakis, 1992). Задачи
Hosted by uCoz