Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 947 
Next page End  

Стадии семейного
жизненного цикла
Процесс
эмоционального
перехода: ключевые
принципы
Изменения семейного статуса, необходимые для
дальнейшего развития (перемена второго порядка)
1. Уход из
родительского дома:
холостой молодой
человек
Признание
собственной
эмоциональной и
финансовой
ответственности
а. Самодифференцирование
в отношениях с семьей родителей б. Развитие
интимных отношений в. Вступление в трудовые
отношения
2. Заключение брака
Обязательство по
отношению к новой
системе
а. Образование системы супружества
б. Новая ориентация отношений с расширившейся
семьей и друзьями: цель — включение партнера в
систему отношений
3. Семья с
маленькими детьми
Принятие в систему
новых членов
а. Приспособление системы супружества с целью
создания пространства для ребенка (детей)
б. Координирование таких задач, как воспитание детей,
обращение с деньгами и ведение домашнего хозяйства
в. Новая ориентация отношений с расширившейся
семьей
4. Семьи с
подростками
Установление гибких
семейных границ,
учитывающих
независимость детей,
а также старость и
слабость бабушки и
дедушки
а. Изменения отношений между родителями и детьми в
целях предоставления подросткам свободы в семье и
вне семьи
б. Новая ориентация на супружеские и
профессиональные проблемы среднего возраста
в. Поворот к совместной опеке и заботе о старшем
поколении
5. Уход детей и
послеродительская
фаза
Признание
возможности как
вступления, так и
выхода из семейной
системы
а. Новое формирование супружеской системы как
отношений двоих
б. Развитие взрослых отношений между детьми и
родителями
в. Новая ориентация отношений с целью включения в
нее зятя/невестки и внуков
г. Проблемы, связанные с инвалидностью и смертью
родителей (бабушки и дедушки)
6. Семьи в последнем
отрезке жизни
Признание смены
ролей поколений
а. Поддержание функционирования отдельного лица и
пары в условиях физической дряхлости в связи со
старостью. Поиск новых семейных и социальных
ролевых вариантов
б. Поддержание главной роли среднего поколения
в. Создание ниши для учета мудрости и опыта
стариков
г. Смерть партнера, смерть братьев и сестер и других
ровесников, а также подготовка к собственной смерти.
Подведение итогов собственной жизни и их
интеграция
Шневинд (Schneewind, 1995) считает наиболее важной задачей индивидуального развития
автономию,
а главной «метазадачей» семейного развития —
единение.
В идеальном случае одно
дополняет другое. Неадекватное решение индивидуальных и/или семейных задач развития может
привести к конфликтам, которые закладывают основу для психических расстройств (например, развод).
Ниже мы рассмотрим внешние социальные условия, благоприятствующие возникновению
типичных для каждой фазы расстройств, а также патогенные социальные условия, не связанные с
развитием, с позиций психоанализа, теории привязанности и теории научения.
Hosted by uCoz