Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 947 
Next page End  

невротическому расстройству. Упрощенно говоря, травматический опыт в оральной фазе делает
человека уязвимым к шизофрении и депрессивным расстройствам, в анальной фазе — к навязчивым
расстройствам, а в генитальной фазе — к истерическим расстройствам.
3.2. Новые подходы: эмоциональное развитие и психические расстройства
Новые теоретические направления ориентируются, в частности, на дифференцирование функций
«Я» (ср. Loch, 1977; Kernberg, 1988; обзор: Mertens, 1996) и на теоретическое осмысление развития в
аспекте мотивации — перспектива, изначально органически присущая психоанализу; это соотнесение с
психологией мотивации позволяет лучше осмыслить взаимосвязь психоанализа с общей психологией
(ср. Lichtenberg, 1991). Особенное значение имеют новые взгляды на эмоциональное развитие.
Благодаря новым знаниям, в основном почерпнутым из исследования отношений привязанности, узкие
представления о психосексуальном развитии сменились расширенной теорией эмоционального
развития. В основе этих новых концепций лежит развитие человеческих базовых потребностей,
важнейшими из которых считаются потребность в зависимости, или безопасности, потребность в
автономии, сексуальные потребности, агрессивные потребности и нарциссические потребности
(Hoffmann & Hochapfel, 1995). Эти базовые потребности соотносятся с различными фазами развития.
Оральная фаза. Для первого года жизни (оральная фаза) переживание зависимости с точки
зрения эмоций считается «конкретным формирующим переживанием раннего детства» (Hoffmann &
Hochapfel, 1995, S. 34). Ребенок, должно быть, особенно глубоко переживает это как экзистенциальную
зависимость примерно с 6-го месяца, когда он способен отличать близких ему, ухаживающих за ним
лиц от чужих людей. Примерно до 8-го месяца он переживает себя в своих фантазиях как «всемогущий»
(«первичный нарциссизм») (там же). С этого времени ребенок реагирует тревогой на переживание
разлуки или при виде чужих людей. Если к этому моменту времени потребность в зависимости и
потребность в опоре учитываются неадекватно, то эти переживания предрасполагают к возможному
впоследствии страху утраты. Надежный, непрерывный уход за ребенком способствует «первичному
доверию», и наоборот, частая смена связанных с ребенком лиц на этом отрезке жизни может привести к
нарушениям развития (ср. раздел 4). Уверенность в окружающих людях становится базисом для
последующей уверенности в себе. Она интернализуется через идентификацию с определенными
людьми; этот процесс идентификации определяет совместно с процессами созревания и генетической
данностью саморазвитие. Гофман и Хохапфель утверждают, что внутренней репрезентацией, дающей
уверенность, ребенок располагает не раньше окончания 3-го или 4-го года жизни. Если потребность в
безопасности в этой первой фазе жизни недостаточно принимается в расчет, то это может стать одним
из факторов возникновения расстройства — сразу же или позднее (ср. Теорию привязанности Боулби;
раздел 4).
Развитие схемы тела происходит сначала без различения физического и психического опыта и
связано также с развитием образа «Я». Отвергающий и безразличный окружающий мир способствует
слабости «Я».
Так, отвергнутые дети уже в первый год жизни обнаруживают расстройства приема
пищи и другие расстройства.
При здоровом развитии формируется способность отграничивать себя от окружающего мира и
различать желание и действительность, а функции мышления («вторичный процесс») усиливаются по
сравнению с инстинктивными функциями («первичный процесс»). Нарушение в этой первой фазе
развития образа «Я» поддерживает фантазии всемогущества, которым может также содействовать
излишнее балование ребенка.
Гофман и Хохапфель (Hoffmann & Hochapfel, 1995, S. 42) характеризуют закладывающиеся в
этой фазе расстройства как «постоянное взаимодействие с другими людьми, с целью избежать страха
стать покинутым».
Эти авторы различают нарциссические расстройства личности как выражение
сужения эмоционального резонанса, шизоидные расстройства личности как подавление аффектов и
расстройства в форме избыточного поведения «цепляния» (Anklammerungsverhalten),
которое можно
часто наблюдать, например, у пациентов с депрессией или больных с патологическими влечениями.
Анальная фаза. Согласно представлениям психоанализа, в анальной фазе раннего детского
возраста (2-й и 3-й год жизни) главную роль в развитии играют потребности в автономии и
агрессивные потребности;
эти потребности рассматриваются в связи с развитием сфинктеров тела. С
этой фазой ассоциируется возможность сказать «нет», но и возможность проявлять достижения. Если не
удается научиться «сдерживаться» и «давать волю своим действиям» адекватно реальности, то это
предрасполагает к «ретентивным» структурам характера (в отличие от «каптативных» в оральной фазе).
Hosted by uCoz