Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 947 
Next page End  

однако, помнить, что дело здесь не только в количественной недостаточности интеракции, но и в
качественно неудовлетворительных отношениях (ср. следующий раздел).
Задержку речи, обусловленную пониженной стимуляцией, при благоприятных последующих
условиях можно в значительной степени ликвидировать до наступления допубертатного возраста. До
сих пор не удалось доказать, что остаточные тяжелые нарушения можно объяснить исключительно
недостаточной стимуляцией в раннем детстве, — а в некоторых культурах это вообще является нормой
(Ernst & von Luckner, 1985).
Выдвигалось предположение, что количественно недостаточная интеракция имеет место и в том
случае, если мать ребенка занята в профессиональной сфере.
Однако то, как это сказывается на
развитии ребенка, зависит, в частности, от качества ухода за ребенком во время отсутствия матери. В
отдельных исследованиях (ср. Schwarz, Krolick & Strickland, 1973) дети, посещающие дневные
воспитательные заведения и из семей, скорее бедных на стимулы, демонстрируют даже более высокие
показатели сенсомоторного и когнитивного развития, чем дети, воспитывающиеся исключительно в
семье. Последствия профессиональной деятельности матери для ребенка зависят, в частности, и от того,
насколько мать удовлетворена своей профессией, от социальных и экономических условий в семье и
качества ухода за ребенком другими лицами или в дневном учреждении (Fthenakis, 1989). В общей
форме нельзя согласиться с тем, что профессиональная деятельность матери в первые годы жизни
ребенка нарушает его эмоциональное и социальное развитие (Schaffer, 1992).
4.3.2.2. Последствия качественно нарушенной интеракции
Второй тип депривации определяется качественно нарушенной интеракцией вне зависимости от
количества социального общения. Эту форму интеракции переживают дети, от которых отказались
родители, дети, с которыми обращаются амбивалентно, или дети, за которых родители все время
боятся.
Данные многочисленных исследований показывают, что непрочные семейные отношения или
длительные неблагоприятные условия заботы о ребенке способствуют развитию психических
расстройств, а что касается социопатии, некоторых видов депрессии и шизофрении, то здесь
подключается и генетическая предрасположенность. В своем обзорном реферате Эрнст и Люкнер (Ernst
& Luckner, 1985) придают конфликтным условиям в семье и так называемым отношениям «broken
home» (неполная семья) большее значение в возникновении расстройств, чем такому фактору, как
переживание разлуки.
Самые серьезные последствия влечет за собой нарушенная интеракция в форме физического,
психического и сексуального насилия над ребенком;
причем наибольший вред наносит постоянное
жестокое обращение со стороны окружающих, а не отдельные применения физической силы.
Кратковременные последствия физического и психического жестокого обращения — это в основном
задержки в различных областях развития, нарушения сна, повышенная тревожность или агрессивность
(Schneewind, Beckmann & Engfer, 1983). Начавшееся в 1985 г. Маннгеймское долговременное
исследование (Weindrich & Loffler, 1990) показывает, что грудные дети, к которым относятся
недостаточно внимательно, и/или «отказные» дети уже в конце второго года жизни обнаруживают
замедление когнитивного развития и демонстрируют нарушения поведения чаще, чем контрольная
группа детей, с которыми обращаются нормально. В некоторых работах отмечается (см. Kendall-Tackett,
Meyer & Finkelhor, 1993), что прямые последствия сексуального насилия над детьми могут сказываться
на эмоциональных реакциях, соматических нарушениях, социальном поведении и в сексуальной сфере.
Иногда последствия проявляются лишь позднее («sleeper effects») и зависят, в частности, от
протективных факторов. С возрастом дети, с которыми жестоко обращаются,
чаще демонстрируют
как в фиктивных, так и в настоящих долговременных исследованиях привязанность типа А
(неуверенный—избегающий) (Schneider-Rosen, Braunwald, Carlson & Cicchetti, 1985). В новых работах
(часть из них — повторный анализ, например, Carlson, Cicchetti, Barnett & Braunwald, 1989) уже среди
12-месячных детей только 14% из тех, с кем жестоко обращаются, показывают тип «уверенной
привязанности» вместо ожидаемых 33%; свыше 80% принадлежат к типу D (ср. также Cicchetti, Toth &
Lynch, 1995). Как долговременные последствия сексуального насилия наблюдалась депрессия,
снижение чувства собственного достоинства, нарушения поведения и нарушения сексуального
поведения и переживания (Egle, Hoffmann & Joraschky, 1997).
4.3.2.3. Последствия переживаний разлуки (прерывистость интеракции)
Hosted by uCoz