Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 947 
Next page End  

Третий вариант характеризуется прерывистостью.
Сюда относятся все виды временных, более
или менее коротких, а также длительных расставаний. Любое расставание матери и ребенка, как
утверждает Айнсворт (Ainsworth, 1985), в большей или меньшей степени тягостно для ребенка, если
предположить, что ребенок может отличить свою мать от других людей, уже сформировал к ней какую-
то привязанность, но еще не в состоянии когнитивно представить себе время разлуки. У детей, не
имеющих постоянного объекта привязанности, развитие поведения привязанности затормаживается.
Широко распространенный в современном обществе повод для переживания разлуки —
развод
родителей. В 90-е гг. в немецкоязычных странах каждому шестому или даже восьмому
несовершеннолетнему ребенку довелось пережить развод родителей. И для расстающихся партнеров, и
для детей развод является обычно временным (по меньшей мере) тяжелым стрессом, который, будучи
критическим жизненным событием,
требует высоких затрат на адаптацию. Этот стресс разные
индивиды перерабатывают по-разному, принадлежность к определенному полу также играет роль.
Согласно репрезентативному исследованию (Napp-Peter, 1995), в котором долговременно наблюдались
150 разведенных семей, мальчики чаще, чем девочки, испытывают трудности в учебе, обнаруживают
нарушения поведения, страх перед школой и чаще остаются на второй год, в то время как девочкам
скорее свойственны внутренние реакции, которые поначалу проявляются меньше. Однако спустя 12 лет
расстройства значительно чаще и сильнее проявляются у женщин, чем у мужчин. В целом можно
сказать, что последствия зависят от семейного климата до развода и жизненных обстоятельств после
развода (Fthenakis, Niesel & Oberndorfer, 1988). Если сравнить на предмет краткосрочных последствий
детей из разведенных семей с детьми из семей с неустойчивыми отношениями, то в некоторых
исследованиях оказалось, что через два года после развода первые обнаруживают меньше
поведенческих проблем. Но при этом дети из разведенных семей имеют больше проблем, чем дети из
семей с нормальным количеством конфликтов (Franke, 1983). Невозможно доказать простую
взаимосвязь развода с развитием персистирующих расстройств; последние возникают вследствие
взаимодействия различных ко-факторов, таких как повышенная уязвимость или неблагоприятные
условия жизнеобеспечения после развода (ср. Schmidt-Denter, Beelmann & Hauschild, 1997).
He менее сложной представляется проблема последствий усыновления.
Метаанализ (Wierzbicki,
1993), охватывающий 66 работ по проблемам адаптации у приемных детей, показывает отчетливые
различия: приемные дети имеют значительно больше проблем с адаптацией по сравнению с обычными
детьми. У них чаще бывают проблемы экстернализации и проблемы со школьной успеваемостью, что
особенно касается детей подросткового возраста. Клейн-Аллерманн (Klein-Allermann, 1995) оспаривает
такие глобальные выводы, считая, что усыновление per
se
нельзя рассматривать как фактор риска, и
поясняет, что специфичные для усыновления задачи развития тоже скрывают в себе потенциал развития
и при благоприятных условиях могут быть удачно реализованы, как доказывают результаты ее
собственных исследований.
Долговременные эффекты расставания исследовались, в частности, применительно к депрессии.
Петтен (Patten, 1991) в своем метаанализе, охватывающем в целом 2 432 человека — в том числе людей,
страдающих депрессией, и контрольных лиц из 6 разных исследовательских работ, — констатирует, что
у женщин риск заболеть депрессией повышается вдвое, если они в детстве (в возрасте младше 11 лет)
потеряли мать. Насчет мужчин ничего не говорится, поскольку исследование проводилось на женском
коллективе. Согласно современному уровню знаний, потеря объекта привязанности в детстве может
рассматриваться как фактор риска. Приведет ли он к какому-то расстройству — зависит, в частности, от
протективных факторов.
Отдельные ограниченные сроком разлуки в раннем детстве очень редко приводят к длительным
расстройствам, из чего можно сделать вывод об относительной устойчивости грудных и маленьких
детей к краткосрочным и эпизодическим стрессам (Ernst & von Luckner, 1985; Schaffer, 1992). Иногда
довольно сильные переживания разлуки вызывают более сильные расстройства, особенно если
расставание сопровождается постоянными аверсивными обстоятельствами. Обзор по исследованию
привязанности и ее значения для возникновения психических расстройств можно найти у Grossmann et
al., 1997; Main, 1996.
5. Расстройства как последствия истории научения: теоретические модели научения
В нынешнем столетии в психологии и смежных дисциплинах развилась третья традиция
исследования этиологии психических расстройств, которая тоже ставит в центр рассмотрения
Hosted by uCoz