Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 947 
Next page End  

социальные и другие влияния окружающего мира на развитие признаков поведения и расстройств. Мы
имеем в виду различные подходы психологии научения и экспериментальные исследования на
животных. В отличие от психоанализа и теории привязанности теория научения занимается не теми
факторами, которые первично обусловлены развитием и способствуют возникновению расстройств,
взаимодействуя с социальными условиями окружающей среды, а психологическими процессами,
которые значимы для приобретения расстройств в различных фазах развития. Эти теории исходят из
того, что расстройства могут развиться у человека в любом возрасте при соответствующих условиях
окружающей среды. Значение этих всеобщих принципов научения для определенных фаз жизни
исследовалось в первую очередь применительно к детству и среднему возрасту.
В теориях научения и «экспериментальном исследовании неврозов» акцент делается на трех
типах условий научения, способствующих возникновению расстройств:
1. Дезадаптивное поведение как следствие процессов обусловливания.
В этом смысле
высокогенерализованная кинофобия как следствие укуса собаки может быть результатом классического
обусловливания, которое для человека, страдающего фобией собак, связано со всевозможными
затруднениями в повседневной жизни. Аналогично следствием систематического оперантного
подкрепления может быть реализация агрессии у ребенка. В обоих случаях научение состоялось при
таких условиях, которые оптимально благоприятствовали приобретению этих дезадаптивных способов
поведения.
2. Между тем дезадаптивное и дезорганизованное поведение может быть также следствием
максимального нарушения процессов обусловливания.
Если, например, ориентировка для организма
становится невозможной или если сила раздражения превышает потенциал мощности, необходимой для
обработки раздражителя, то адаптивное поведение не достигается и люди (в естественных условиях) и
животные в эксперименте реагируют появлением расстройств. Второй тип условий — это одна из
обширных тем «экспериментального исследования неврозов».
3. В качестве третьего типа условий научения можно выделить когнитивные факторы, которые
влияют на формирование расстройств.
5.1. Расстройства как следствие процессов обусловливания
5.1.1. Классическое обусловливание
Начиная с открытия И. П. Павловым (1849-1936) условного рефлекса и экспериментов
Торндайка (1874-1949), относящихся к закону эффекта, сведения о процессах научения использовались
применительно к развитию нарушенного поведения. В 60-е гг. Айзенк систематизировал расстройства
по типу процесса научения и тем самым открыл большие возможности: он различал расстройства
первого типа,
которым предшествовали процессы классического обусловливания, и расстройства
второго типа, при которых имеется некий недостаток условных реакций, что ведет к пониженной
приспособляемости индивида к социальной окружающей среде. К первой группе относятся, по
терминологии Айзенка, дистимические расстройства,
то есть фобии, тревожные состояния,
навязчивые расстройства и некоторые депрессивные расстройства; ко второй — психопатии, энурез и
все расстройства, поддерживаемые процессами оперантного обусловливания.
Дистимическая дезадаптация проходит (Eysenck & Rachman, 1968) три стадии. В первой стадии
индивид переживает какую-то сильную травму или ряд субтравматических событий, которые вызывают
сильные безусловные вегетативные реакции. Этот универсальный паттерн реакций является
нормальным ответом на вредные раздражители. Во второй стадии иногда, особенно у лиц, более
подверженных обусловливанию, формируются условные реакции. Это можно порой отчетливо видеть
при возникновении фобий, например когда после какого-то несчастного случая у человека развивается
боязнь поездок на автомобиле. Для возникновения диффузных страхов, по мнению Айзенка, требуется
еще больше субтравматических событий. Эти расстройства, если они не подкрепляются заново,
подлежат процессу угашения, что называется «спонтанной ремиссией». В третьей стадии возникают
персистирующие расстройства. Айзенк считал, что они поддерживаются прежде всего избегающим
поведением, благодаря чему угашение становится невозможным, так как поведение подкрепляется в
смысле теории двух процессов Моурера.
Позднее Айзенк (Eysenck, 1976) модифицировал свою теорию. Относительно формирования
реакций тревоги и страха один из пересмотренных элементов теории заключается в том, что кроме
аверсивных болевых раздражителей или других легко ассоциирующихся («prepared») событий к
Hosted by uCoz