Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 947 
Next page End  

физиологическим и поведенческим последствиям может привести также условное фрустрирующее
отсутствие вознаграждения («frustrative non-reward») (Gray, 1982). Для заучивания реакций страха
такого рода события обладают функциональным воздействием, эквивалентным воздействию
обусловленного наказания.
Айзенк пересматривает и свои ранние гипотезы по поводу угашения: если какой-то CS повторно
дается без подкрепления, то может произойти или угашение, или подкрепление определенной CR.
Второй процесс имеет место тогда, когда CR обладает свойствами стимула («drive properties»).
Слюноотделение не имеет свойств стимула, поскольку CS становится скорее знаком UCS, чем
генератором какого-либо мотивационного состояния, — звук колокола не создает голода. Электрошок
после презентации CS, напротив, создает некий CS-индуцированный стимул:
UCS (удар током) —> UCR (болевая реакция).
CS (звук) (с ударом током) —> CR (болевая реакция).
CR (болевая реакция) имеет свойства стимула, поэтому CS —> CR остается относительно
стабильно, даже если UCS (удар током) отсутствует.
Высшие организмы посредством такого обусловливания научаются новому способу поведения
или же включают уже имеющееся в распоряжении поведение, чтобы избежать CS. Таким образом,
Айзенк различает, во-первых, такие CS, которые не имеют функции создания стимула и при отсутствии
UCS подлежат угашению, а во-вторых, такие, которые обладают воздействием, создающим стимул, и
подчиняются «law of enhancement» (или «инкубации») (Eysenck, 1985).
Для первых расстройств Айзенк постулировал высокую долю спонтанной ремиссии, в то время
как при вторых этого, естественно, ожидать нельзя. Готовность дисфункционально формировать в
анамнезе жизни слишком много или слишком мало условных реакций бывает разной и связана, по
Айзенку, с фактором генетически заданной способности к обусловливаемости, который, возможно,
коррелирует с таким дифференциально-психологическим фактором, как интроверсия. Но очевидно, что
не только индивиды, но и раздражители различаются между собой по способности к
обусловливаемости: в процессе классического обусловливания не все нейтральные раздражители
одинаково легко соединяются с безусловными раздражителями.
Способность реагировать на определенные классы стимулов условными реакциями избегания, а
значит, воспринимать специфические CS—UCS-соединения как более или менее связанные друг с
другом («belongingness»), заложена (Seligman & Hager, 1972) в истории развития вида,
детерминированной филогенетическим опытом («prepared learning») и под давлением естественного
отбора. Конфронтация со специфическими, биологически и эволюционно «подготовленными»
(«prepared», или «prepotent») классами стимулов (обширные равнины, где невозможно скрыться,
большие высоты, тесные пространства, определенные виды животных и т. д.) избирательно приводит к
формированию условных реакций страха, имеющих следующие характеристики:
1. Быстрое усвоение (фобического) поведения избегания, часто уже после однократной
конфронтации.
2. Специфические CS—UCS-ассоциации обнаруживают повышенную резистентность к
угашению.
3. «Подготовленные» ассоциации интерпретируются как примитивная, не когнитивная форма
научения, так как они мало подвержены влиянию когнитивных инструкций.
В серии экспериментов по дифференциальному обусловливанию Оман и сотрудники (обзор в
Ohman, 1993) доказали, что конфронтация с потенциально фобическими раздражителями (змеями,
пауками) — это совсем не то же самое, что конфронтация с нейтральными раздражителями: быстрое
приобретение, а также высокая резистентность угашения электродермальных реакций (изменения
кожной проводимости) — принципиального психофизиологического индикатора страха — отчетливо
указывают на филогенетическую релевантность «подготовленных» раздражителей (см. также Perrez &
Zbinden, 1996). Далее следует принять во внимание, что однажды обусловленные реакции, которые
были угашены, годами позднее могут быстро восстановиться благодаря новым травматическим
событиям, и при этом оригинальный безусловный стимул может вообще не играть никакой роли. Как
известно, Павлов, проведя опыт с наводнением в лаборатории, констатировал, что у некоторых собак
вновь оживились старые, уже погашенные CS.
5.1.2. Оперантное обусловливание
5.1.2.1. Утрата подкрепляющих стимулов
Hosted by uCoz