Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 947 
Next page End  

потери у детей младшего возраста (см. раздел 5.4.1).
Концепция потери подкрепления теоретически конкурирует с концепцией привязанности и с
теорией потери контроля, причем все представленные данные отчасти можно интерпретировать и через
эти конкурирующие концепции. Тем не менее сильную потерю подкрепляющих стимулов, похоже, в
любом случае надо рассматривать как фактор риска, который может быть причиной возникновения
некоторых депрессивных расстройств.
5.1.2.2. Наказание в воспитании
Другой фактор риска, релевантный для возникновения психических расстройств и относящийся
к оперантной парадигме, — это переживание сильных и/или незаслуженных и непредвиденных
наказаний. Теоретически негативные последствия определенного поведения, казалось бы, должны
уменьшать вероятность поддержания этого поведения. Однако воспитание — процесс всегда столь
неоднозначный, что это невозможно реализовать на деле (как соотношение контингентностей
поведения: наказание = 1:1, интенсивные наказания и т. д.). Вдобавок наказание само по себе является
сильным воздействием и может принести серьезный вред (Reinecker, 1980). Поэтому дети, которых
наказывают, часто так и не могут научиться тормозить нежелательное поведение; гораздо больше
наказание предрасполагает к тревожности, неуверенности, а иногда и к агрессивности. Кроне и Хок
(Krohne & Hock, 1994) в своей двухкомпонентной модели доказали отчетливую связь между частотой
наказания в ответ на какое-то поведение, интенсивностью и незаслуженностью наказания, с одной
стороны, и тревожностью детей — с другой. Если наказания приобретают форму физического или
психического насилия, то можно прогнозировать тяжелые расстройства (см. раздел 4.3.2.2). И это
отнюдь не редкий феномен, как показывают репрезентативные исследования в Швейцарии, согласно
которым 2,4% родителей признаются, что они — от «иногда» до «очень часто» — били своих детей (в
возрасте 0—2,5 лет) различными предметами; в абсолютных цифрах — это более чем 4800 детей
(Perrez, 1997) с повышенной уязвимостью к психическим расстройствам в результате подобных
действий.
5.2. Дезорганизация поведения как следствие нарушений процесса обусловливания
От описанных в предыдущем разделе условий следует четко отличать условия научения,
максимально нарушающие процесс обусловливания. Особенное внимание уделяли изучению условий,
вызывающих нарушения, в школе Павлова. Невротические расстройства интерпретировались как
следствие (1) слишком сильного возбуждения, (2) слишком сильного торможения или (3) конфликта
между процессами возбуждения и торможения, в результате чего нервная система не в состоянии
выполнять свои функции, что приводит к дезорганизации поведения (ср. оригинальные доклады Pavlov,
Maier & Masserman: Hamilton, 1967). Индивидуальные различия при этом тоже объяснялись разной
генетически обусловленной конституцией. Во всех случаях адаптивное поведение затрудняется или
становится невозможным; новые условные реакции больше не образуются, а уже выученные — гасятся.
Сильное воздействие имеет место при слишком высокой интенсивности раздражителя и при
слишком сложных условиях воздействия, что требует повышенной восприимчивости к научению и
поэтому делает невозможным ассоциацию CS и UCS. Слишком сильное торможение мы наблюдаем
тогда, когда слишком затрудняется дискриминация восприятия.
Если, например, у какого-то
подопытного животного в качестве позитивного условного стимула успешно закрепляется круг, а в
качестве негативного, тормозящего условного стимула — эллипс, а потом ему предлагаются эллипсы,
все больше и больше похожие на круг, то подопытное животное впадает в стойкое моторное
возбуждение или в совершенную апатию. Этот конфликт между возбуждением и торможением может
использоваться для того, чтобы создать «экспериментальный невроз».
5.3. Моделирование на животных с целью изучения тревожных и депрессивных
расстройств
На базе принципов, изложенных в разделах 5.1 и 5.2, моделирование на животных
разрабатывалось главным образом с целью изучения тревожных и депрессивных расстройств; эти
модели претендуют на значимость и для человека. Так, Грей (Gray, 1982) объясняет депрессивные
реакции и реакции страха исходя из двух биологических подсистем — системы поощрения и системы
Hosted by uCoz