Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 947 
Next page End  

одной успешной реакции бегства. Таким образом, можно видеть, что к несостоятельности привел не сам
шок, а невозможность контролировать шок.
---
Наблюдения Селигмана подвергались и альтернативным интерпретациям, в частности
интерпретации заученной инактивности, а именно получившие шок собаки научились показывать
моторную реакцию оцепенения («freezing») в качестве специфически видовой реакции защиты
(Fanselow, 1991).
Такие модели использовались также для доказательства процессов научения по моделям при
усвоении реакций страха. В некоторых экспериментах на приматах (Cook, Mineka, Wolkenstein &
Laitsch, 1985) путем замещающего обусловливания удалось обучить макак-резусов фобическому
поведению. Лабораторных животных ставили в конфронтацию с муляжами змей; сначала животные не
демонстрировали поведения избегания, но после наблюдения за своими собратьями с фобическим
поведением показывали внешне сопоставимые фобические реакции. Кроме того, «модели» в отличие от
«наблюдателей» жили на воле и поэтому в своей прежней жизни чаще вступали в конфронтацию с
рептилиями, благодаря чему обусловливание «подготовленными» раздражителями у них
сформировалось легче, чем у контрольных животных. Помимо наблюдения in vivo,
для приобретения
фобических реакций оказалось достаточно даже символически переданных моделей, например показа
видеокассеты (Cook & Mineka, 1989).
После исследований Павлова и американских ученых началась следующая фаза использования
моделей: делались попытки приближенно определить сходство модели и человека в симптоматологии,
этиологии и терапии. Подобные опыты проводили Вольпе (Wolpe, 1958) — для фобий, и Селигман
(Seligman, 1975) — для депрессивных расстройств. Что касается симптоматологии, то описываются (см.
Giurgea, 1986), в частности, следующие симптомы, которые нередко можно было наблюдать при
экспериментальных «неврозах» у животных.
-
Негативистическое поведение:
если животным предлагают еду — они отказываются от нее,
если еду отбирают — они начинают ее искать.
-
Кататоническое поведение: мышечная неподвижность, тики и стереотипии.
-
Фобическое поведение и навязчивости.
К этим симптомам можно добавить еще несколько:
-
Нарушенное социальное поведение (нарушения сексуального поведения, агрессивность,
нарушение субординации и социальный уход) отчетливо наблюдалось, например, в экспериментах
Харлоу.
-
Соматоформные расстройства и расстройства в гистологической плоскости (например,
развитие язв).
И все же нельзя добиться полного подобия между животным-моделью и человеком, так как при
некоторых расстройствах четкие отличия можно наблюдать уже в симптоматике, в особенности там, где
играет роль когнитивное поведение. Минека (Mineka, 1985) оспаривает информативность и границы
соответствующего исследования тревожных расстройств (фобии, навязчивости, генерализованные
страхи). При фобии это особенно касается классического обусловливания, теории двух факторов,
модели «готовности к расстройству» (preparedness-model) и теории инкубации. Границы этих парадигм
ясно очерчиваются, в частности, благодаря тому, что при многих фобиях (примерно 40-50%) нельзя
установить никаких травматических событий, приведших к обусловливанию (Ost & Hugdahl, 1981). Для
других, в частности более мягких фобий, судя по всему, важнее другие процессы, например
обусловливание второго порядка, индуцированные внутренними конфликтами страхи и научение через
наблюдение (Mineka, 1985), чему имеются многочисленные подтверждения в экспериментах на
животных.
Когнитивные компоненты не учитываются в этих экспериментах. В этом заключается явное
ограничение их функций как возможных моделей применительно к расстройствам человека. Неясно
также, в какой мере при постановке экспериментов, индуцирующих конфликт, действительно создается
конфликт, — возможно, что нарушение поведения вызывается исключительно за счет аверсивной
стимуляции. Тем не менее эксперименты на животных имеют эвристическую функцию для
исследования расстройств человека.
5.4. Расстройства как следствие когнитивных процессов научения
Hosted by uCoz