Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 947 
Next page End  

5.4.1. Значение локуса контроля и атрибутивных тенденций
Благодаря исследованиям Селигмана по выученной беспомощности и дальнейшему развитию
этой модели традиционные подходы теории научения к объяснению этиологии расстройств
расширились в когнитивном направлении. Поскольку эмпирические данные были весьма разнородны,
первоначальная теория вскоре была расширена и на первый план в возникновении депрессии было
выдвинуто уже не столько условие объективного отсутствия взаимосвязи (не-контингентность), сколько
его субъективное восприятие (см. Abramson, Seligman & Teasdale, 1978; Abramson, Metalsky & Alloy,
1989). Беспомощность или безнадежность человек переживает тогда, когда независимость реакции от
негативных воздействий атрибутируется не только для конкретного поведения, но и глобально
(генерализованно), внутренне (то есть основываясь на собственной личности) и стабильно (то есть
длительное время, хронически) (ср. главу 15).
«Новая» теория безнадежности постулирует некий подтип депрессивных расстройств,
случающихся у лиц, которые ожидают, что не смогут достичь важных целей или что произойдут какие-
то высокоаверсивные события. Это ожидание предшествует безнадежности. Можно чувствовать себя
неспособным (беспомощным) повлиять на потенциальные аверсивные события или избегать их, но при
этом верить, что такие события не наступят. Хекхаузен (Heckhausen, 1977) называет это ожиданием
позитивного результата события или высоким ожиданием перемен (ср. главу 17), что связывается с
конструктом оптимизма. Безнадежность характеризуется высоким ожиданием негативного результата
события при одновременном низком ожидании результата действий (или ожидании контролируемости).
Таким образом, можно быть беспомощным, не испытывая безнадежности, но не наоборот.
Одно долговременное исследование (Nolen-Hoeksema, Girgus & Seligman, 1992) охватило в
течение 5 лет 255 учеников 3-го класса (third grade), которые изучались на предмет воздействия
атрибутивного стиля и критических жизненных событий на развитие депрессивных расстройств (N к
первому моменту времени = 508). Результаты показывают, что в ранней фазе наблюдения критические
жизненные события, такие как развод родителей или смерть кого-то из членов семьи, имеют большую
прогностическую ценность в отношении возникновения депрессивного расстройства, а потом в связи с
этим изменяется и атрибутивный стиль. У детей постарше (вторая половина фазы наблюдения)
прогностической ценностью для депрессивных симптомов обладает негативный атрибутивный стиль —
сам по себе или взаимосвязанный с критическими жизненными событиями. Негативная атрибутивная
тенденция у детей остается стабильной в течение двух лет после депрессивной фазы, что соответствует
так называемой «гипотезе шрама» (scar hypothesis), которая исходит из того, что переживание
депрессии оставляет после себя длительные последствия, проявляющиеся в пессимистическом
атрибутивном стиле. Левинсон и др. (Lewinsohn, Steinmetz, Larson & Franklin, 1981) не смогли
обнаружить чего-то подобного у взрослых.
Другая группа исследователей (Rose, Abramson, Hodulik, Halberstadt & Leff, 1994) выделила
несколько подгрупп среди взрослых, страдающих большой депрессией. Наиболее негативный
когнитивный стиль оказался у тех людей, у которых проявлялось еще и расстройство личности, которые
в детстве подвергались сексуальному насилию или родители которых были грубы в обращении с ними
или чрезмерно контролировали их. Такие условия социализации, по мнению авторов, аналогичны
тренингу беспомощности. Металски и Джойнер (Metalsky & Joiner, 1992) в одном долговременном
исследовании 152 людей обнаружили, что негативный атрибутивный стиль воздействует подобно
фактору диатеза: при приближающемся стрессе он повышает вероятность возникновения депрессивного
расстройства.
С точки зрения социализации представляет интерес, каким образом дисфункциональные
атрибутивные тенденции зависят от социальных влияний. На тенденции каузальной атрибуции влияют
также те атрибуции,
с помощью которых родители комментируют поведение своих детей (Perrez &
Chervet, 1989; обзор см. Diethelm, 1990). Атрибутивный стиль, способствующий депрессии, в частности,
формируется в том случае, если индивид имеет недостаточный опыт контроля над событиями в
истории научения. Дефицит опыта контроля предрасполагает к появлению экстернального локуса
контроля и к соответствующим тенденциям каузальной атрибуции (ср. Heckhausen, 1983). Конструкт
«генерализованный локус контроля» (locus of control) не конгруэнтен с конструктом «каузальная
атрибуция». При интернальном локусе контроля человек ожидает, что сможет контролировать события
за счет собственных действий (Krampen, 1991). При экстернальном локусе контроля человек считает,
что контроль осуществляется со стороны внешних факторов. Каузальная атрибуция касается, помимо
прочего, субъективного объяснения этого положения вещей.
Hosted by uCoz