Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 947 
Next page End  

Эмпирические данные подтверждают, что пациенты с депрессией отличаются от таковых без нее
своими представлениями об экстернальном контроле (Benassi, Sweeney & Dufour, 1988). Пациенты с
депрессией уверены, что негативные последствия их поведения зависят от внешних условий. Тем не
менее остается неясным, какой предиктивной ценностью для возникновения депрессии обладают
подобные когнитивные факторы. Согласно результатам одного проспективного исследования,
проведенного на 500 лицах (Lewinson, Hobermann & Rosenbaum, 1988), ни потеря подкрепляющих
стимулов, ни недостаток социальной компетентности, ни негативные когниции не обладали достойной
упоминания прогностической ценностью в отношении наступления депрессивного эпизода в течение 8
месяцев. Хотя результаты последних исследований и подтверждают, что выдвинутые нами когнитивные
признаки отчетливо связаны с депрессивными расстройствами (это относится и к когнитивным
признакам совладания со стрессом у пациентов с депрессией), но ничего не говорят об их
этиологическом значении. А следовательно, эти признаки, будучи поддерживающими факторами, так
же как и другие типичные для депрессии когнитивные признаки обработки информации (ср. Ehlers &
Luer, 1996), возможно, более релевантны для терапии, чем для объяснения возникновения депрессии.
Было предложено несколько вариантов моделей, обобщающих возможные каузальные
отношения между атрибуциями и депрессивными расстройствами (Brewin, 1988).
а) Модель-симптом рассматривает дисфункциональные атрибуции как часть депрессивного
синдрома, а не как причину.
б) Модель-причина:
дисфункциональные атрибуции понимаются как следствия какого-то
негативного события, приводящие в результате к депрессивному расстройству.
в) Диатез-стресс-модель исходит из того, что стабильный дисфункциональный атрибутивный
стиль является фактором уязвимости.
г) Модель поддержания предполагает, что дисфункциональные атрибуции обладают не
пусковым, а поддерживающим действием.
д) Модель-копинг, не принимая во внимание события, являющиеся причиной, предсказывает, что
дисфункциональные атрибуции, вероятно, связаны с более низкой резистентностью к депрессивным
расстройствам.
Подводя итог,
можно согласиться с тем, что в случае действенности модели-симптома
когнитивные факторы едва ли имеют значение для этиологии (Brewin, 1988), что, однако, не лишает их
терапевтической релевантности. Если какой-то особенный паттерн атрибуции и паттерн представления
о контроле — это часть депрессивных механизмов, то отсюда следует, что, успешно влияя на этот
паттерн, можно тем самым повлиять и на депрессивное расстройство. В этом отношении результаты
когнитивной терапии депрессии (ср. главу 36) согласуются с изложенными здесь подходами.
5.4.2. Научение по моделям
К когнитивным факторам влияния, способствующим возникновению психических расстройств и
релевантным для социализации, принадлежат процессы научения по моделям.
Бандура и Уолтерс
(Bandura & Walters, 1959) исходят из того, что при научении помимо принципов классического и
оперантного обусловливания есть еще один, независимый тип научения — это научение посредством
наблюдения. Люди и высшие животные (см. выше) иногда приобретают компетентность не в процессе
классического или оперантного подкрепления, а путем наблюдения, причем это можно сказать как о
желательных, так и о нежелательных поведенческих диспозициях. Важнейшие процессы научения по
моделям (процессы внимания, запоминания, моторной репродукции и мотивации) имеют когнитивную
природу.
Поэтому напрашивается предположение, что нарушенные поведенческие модели воспитания
могут создавать для этиологии отдельных расстройств особые условия научения по моделям. Особенно
велико значение процессов научения по моделям для развития агрессивного поведения (Selg, Mees &
Berg, 1988; Bandura & Walters, 1959). Что касается тревожности, то в нескольких работах было вполне
достоверно показано, что тревожные матери передают тревожность своим детям тоже путем научения
по моделям. Группа исследователей (Muris, Steerneman, Merckelbach & Meesters, 1996) смогла показать
на 409 детях (младше 12 лет) с различными расстройствами, что личностная тревога у детей отчетливо
коррелирует с таковой у отцов и матерей. Значения по шкале страха (Fear Survey Schedule) отчетливо
коррелируют с той степенью, в какой матери обнаруживают свою тревогу, что объясняется, по мнению
авторов, научением посредством наблюдения.
Клинико-психологическая значимость научения по моделям выявляется еще и в контексте
подражания суициду. Шмидтке и Хефнер (Schmidtke & Hafner, 1988) исследовали так называемый
Hosted by uCoz