Navigation bar
  Print document Start Previous page
 224 of 947 
Next page End  

«эффект Вертера» в связи с телепередачей ZDF, посвященной смерти одного студента, который
бросился под поезд. Фильм демонстрировался дважды с интервалом в год; показатели суицидов
регистрировались до и после телепередач. Этот естественный A—B—A—B-эксперимент показывает,
что у возрастных и половых групп, соответствующих этой суицидальной модели, явно повысилась
частота самоубийств, и притом тем же самым способом.
6. Нарушенное развитие — развитие нарушений
В предыдущих разделах обобщаются гипотезы и эмпирические данные по поводу факторов,
способствующих развитию психических расстройств. Закреплению нарушенного
поведения и
переживания не обязательно, но часто предшествует нарушение развития в фазах, требующих
особенных затрат на адаптацию. Современный уровень исследований со всей очевидностью показывает,
что ответ на вопрос, при каких условиях преходящее нарушение развития может привести к развитию
персистирующих расстройств, зависит от взаимодействия нескольких групп факторов. Различия в
уязвимости — как врожденные, так и приобретенные в ходе истории научения — делают разных людей
в разной степени подверженными и восприимчивыми к патогенным влияниям. К этим различиям,
возможно, прибавляются еще и половые различия, влияющие на уязвимость и развитие отдельных
расстройств. Например, согласно многим исследованиям, мужчинам сложнее преодолеть расставание с
партнером, чем женщинам (Ermert, 1996); депрессия же чаще встречается у женщин. Вторая патогенная
группа факторов — это стрессовые негативные жизненные события и хронические негативные
социальные влияния,
которые воздействуют на развитие во всех вариациях — иногда в соответствии с
культурным стандартом, иногда выходя за рамки нормы. Сюда относятся не только травматические
переживания и патогенные социальные отношения в семье, но и культурные условия, которые либо
способствуют некоторым расстройствам, либо смягчают выраженность расстройств. В частности,
дискутировался вопрос: может ли быть так, что повышенная болезненность депрессивными
расстройствами у женщин и алкоголизмом у мужчин поддерживаются культурно обусловленными
половыми стереотипиями и соответствующими влияниями социализации (Widom, 1984).
Однако для развития расстройств и смягчения их выраженности имеют значение не только
патогенные факторы внутренние (в какой-то мере конституциональные) и внешние. Для
прогнозирования психических расстройств следует учитывать и протективные факторы (см. главу 9).
Здесь тоже можно выделить внутренние и внешние по отношению к индивиду источники.
Индивидуальные признаки компетентности в совладании со стрессом (ср. главу 17), интернальный
локус контроля, всевозможные профессиональные и социальные способности и особенности
социальной поддержки — все это, будучи протективными факторами, способно смягчить патогенные
влияния. В частности, к таким протективным факторам относятся стабильные отношения в детстве или
в зрелом возрасте, позитивное подкрепление адекватного поведения совладания или социальные
модели, позволяющие отвечать на требования жизни адекватно реальности. Сделав обзор несомненных
протективных факторов, которые отмечались во многих долговременных и срезовых исследованиях,
Эгле, Гофман и Штеффенс (Egle, Hoffmann & Steffens, 1997) обнаружили, что существенным
протективным фактором являются позитивные отношения с первично референтными лицами. Сложное
взаимодействие патогенных и протективных внутренних и внешних условий — вот от чего зависит
главным образом относительная успешность адаптации в процессе развития, который продолжается
всю жизнь. Некоторые модели этого взаимодействия представлены в главе 17 (Стресс и копинг) как
взаимодействие стрессоров и ресурсов. Факторам, способным уменьшить воздействие патогенных
условий, посвящены исследования жизнестойкости (Werner & Smith, 1992), и в будущем в этом
направлении необходимо использовать сведения о факторах риска, обусловленных социализацией, что
предоставит возможность создать лучшие модели взаимодействия протективных условий и условий
риска.
7. Литература
Abramson, L., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and
reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.
Abramson, L. Y., Metalsky, G. I. & Alloy, L. B. (1989). Hopelessness depression: A theory-based
subtype of depression. Psychological Review, 96, 358-372.
Ainsworth, M. D. S. (1985). Weitere Untersuchungen uber die schadlichen Folgen der
Hosted by uCoz