Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 947 
Next page End  

Stern, D. N. (1995). The motherhood constellation. New York: Basic Books.
Van Ijzendoorn, M. H. (1995). Adult attachment representations, parental responsiveness and infant
attachment: A meta-analysis on the prodictive validity of the Adult Attachment Interview. Psychological
Bulletin, 117, 387-403.
Weindrich, D. & Loffler, W. (1990). Auswirkungen von Fruhformen der Kindesmi?handlung auf die
kindliche Entwicklung vom 3. zum 24. Lebensmonat. In J. Martinius & R. Frank (Hrsg.), Vernachlassigung,
Mi?brauch und Mi?handlung von Kindern (S. 49-55). Bern: Huber.
Werner, E. E. & Smith, R. S. (1992). Overcoming the odds. Ithaca: Cornell University Press.
Wicki, W. (1997). Ubergange im Leben der Familie. Veranderungen bewaltigen. Bern: Huber.
Widom, C. S. (Ed.). (1984). Sex roles and psychopathology. New York: Plenum Press.
Wierzbicki, M. (1993). Psychological adjustment of adoptees: A meta-analysis. Journal of Clinical
Child Psychology, 22, 447-454.
Wolfe, D. A. (1987). Child abuse: Implication for child development and psychopathology. Newbury
Park: Sage.
Wolpe, J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford: Stanford University Press.
Zeanah, C. H. (1996). Beyond insecurity: A reconceptualization of attachment disorders of infancy.
Journal of Consulting and Clinical Psychology, 64, 42-52.
Zelnick, L. M. & Buchholz, E. S. (1991). Der Begriff der inneren Reprasentanz im Lichte der neueren
Sauglingsforschung. Psyche. Zeitschrift fur Psychoanalyse und ihre Anwendung, 9, 810-846.
Глава 15. Социально-психологические аспекты
Хайнер Эллгринг
1. Введение
Социально-психологические процессы тоже вносят свой вклад в возникновение или
поддержание как психических, так и соматических расстройств и заболеваний. В этой главе речь пойдет
в первую очередь о таких моделях социальной психологии, которые можно напрямую соотнести с
психическими или психосоматическими расстройствами. Это модели, касающиеся:
- социального поведения и социальной интеракции, то есть общения с другими, и
- социальных когниций, то есть мыслей, предположений и знания о событиях, происходящих в
нашем окружении.
Здесь мы не будем говорить о социальных условиях, заданных в виде ожиданий других людей по
отношению к индивиду (ролевые ожидания), а также о социально-экономических и институциональных
условиях. Отдельно рассматривается и такая сфера, как «социальная поддержка и социальная сеть» (см.
главу 17). Многие модели мы будем обсуждать лишь поверхностно, а для более углубленного изучения
рекомендуем обратиться к литературе по социальной психологии (Baron & Byrne, 1984; Bierhoff, 1993;
Fiske & Taylor, 1991; Frey & Greif, 1987; Mann, 1994; Semin & Fiedler, 1996).
Несмотря на то что существенные и расширенные разработки в клинической психологии,
например психология здоровья, в значительной мере строятся на социально-психологических моделях
(см. Schwarzer, 1990; Snyder & Forsyth, 1991; Nicassio & Smith, 1995), социальная психология все еще
стоит перед некой дилеммой. С одной стороны, в ее распоряжении есть привлекательные модели,
которые, судя по всему, можно непосредственно применять для решения клинических проблем и
вопросов психологии здоровья. В пользу этих моделей говорит их клиническая очевидность и
убедительность. С другой стороны, связь между социально-психологическими факторами и
соматическими или психическими расстройствами, которую можно было бы специфически и
однозначно доказать, сравнительно непрочна. Так, само собой разумеется, что поддержка со стороны
семьи, друзей и знакомых помогает кому-то преодолеть критические фазы жизни; однако почти
невозможно подтвердить эмпирически и вообще экспериментальным путем, что социальный контакт и,
например, утешение напрямую влияют на появление заболевания.
Эти трудности большей частью объясняются тем, что при расстройстве одновременно действуют
очень разные факторы — способствующие его развитию или препятствующие ему. Отдельные
социально-психологические факторы можно выделить лишь условно, тем более что чаще всего они
начинают действовать во всей своей полноте, вероятно, в совокупности с другими факторами влияния:
К тому же привлекательные и, казалось бы, хорошо проверенные модели при критическом их
Hosted by uCoz