Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 947 
Next page End  

(психолог, доктор философии, профессор Фрибургского университета)
март 2001
Общая часть
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные понятия — введение
Урс Бауманн, Майнрад Перре
1. Понятие клинической психологии
1.1. Определения, основные положения
Понятие клинической психологии в разное время имело различные акценты. Зарождение
научной клинической психологии датируется концом
XIX в., когда американец Лайтнер Уитмер
(Ligthner Witmer) (1867-1956), учившийся в Лейпциге у Вундта, ввел понятие клинической психологии,
основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал
«The Psychological Clinic» (об истории клинической психологии см. часть II). С 1917 г. клиническая
психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией
клинической психологии (впоследствии интегрирована в Американскую психологическую ассоциацию,
АРА). В немецкоязычных странах уже с начала XX в. в психологии существовало большое количество
научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но
само понятие как таковое оформилось только в середине XX в. Так, в 1946 г. Гельпах издал труд по
клинической психологии (Hellpach, 1946), имея в виду психологию соматической медицины. Шрамль
(Schraml, 1970, S. 21) одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую
психологию гораздо шире, чем просто как психологию в клинике: «Клиническая психология есть
применение знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с
ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика, в широком
клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до
больниц». В то время как определение Шрамля опирается на учреждения, мы определяем клиническую
психологию исходя из предмета ее исследования — расстройств:
Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой
психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней.
Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств,
классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия,
реабилитация, охрана здоровья, оценка).
Понятие клинической психологии встречается и в англоязычных странах; наряду с ним в
специальных журналах и учебниках употребляется и понятие Abnormal Psychology (патологическая
психология) частично как синоним (например, Davison & Neale, 1996), частично при описании области
психологической дескрипции и этиологии психических расстройств. См., например, руководство
Айзенка, впервые изданное в 1969 г. (Eysenck, 1973).
Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом
клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая
дискуссия (ср. также главы 3 и 4) показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные
во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а
вторые способствуют решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической
психологией: например, прикладное исследование нарушений функций вносит свой вклад в
представления об интактных функциях. Это во многом относится к этиологическому исследованию,
имеющему преимущественно фундаментальный характер, а также в какой-то мере к исследованию
интервенции.
Если говорить о статусе клинической психологии с точки зрения представителей теории науки,
то здесь нет разногласий: клиническая психология — это эмпирическая наука (Baumann, 1995; см.
Hosted by uCoz