Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 947 
Next page End  

значения для интервенций.
Причина—следствие. При любом совпадении определенных социально-психологических
условий с психическими или соматическими расстройствами или заболеваниями следует критически
подходить к вопросу о причине и следствии. Измененное коммуникативное поведение может быть
причиной депрессивного расстройства, но может быть и сопутствующим явлением или проявлением
состояния или выступать как следствие негативного опыта с другими лицами во время этого
депрессивного состояния. Здесь надо вспомнить о том, что корреляционные связи ничего не говорят о
причине и следствии. Чтобы, например, выяснить, являются ли установки причиной заболеваний, а не
только ли они корреляты, то есть дополнительные субъективные объяснения, потребовались бы
дорогостоящие проспективные лонгитюдные исследования. Так, пришлось бы очень рано спрашивать
об установках к курению, чтобы определить, повышают ли соответствующие ранние установки
вероятность того, что подростки начинают курить. Для вывода о каузальных связях недостаточно
сравнить установки курильщиков и некурящих, так как актуальное поведение тоже обусловливает и
влияет на эту установку.
Специфические и общие модели. Социально-психологических моделей, из которых можно
вывести специфические клинические механизмы воздействия, сравнительно немного. Один из
примеров такой модели — предположение, что социальная депривация может вызывать депрессивные
симптомы. В основном же приходится иметь дело с общими моделями, скажем теориями атрибуции.
Теории атрибуции ссылаются на общие психологические механизмы, которые могут быть релевантны
для самых разных расстройств, социальной неуверенности, страха и т. д. Это означает, что такие модели
не относятся однозначно к какой-то конкретной картине болезни или конкретному расстройству. Таким
образом, социально-психологические процессы чаще всего не стоит рассматривать как единственно
ответственные за возникновение расстройства. Тем не менее они могут вносить свой вклад в
клиническую картину расстройства, будучи одним из многих компонентов.
2. Социальное поведение и интеракции
Многие расстройства, и в первую очередь психические заболевания, распознаются другими
людьми прежде всего потому, что изменяется социальное поведение индивида. Так, окружающие
замечают сокращение социальных контактов и ограничение невербального поведения при депрессии,
избегающее поведение у пациента с фобией или неуверенность человека с физическими недостатками.
Это измененное поведение заставляет других людей обратить внимание на расстройство. Такое
поведение может быть частью самого расстройства, как при депрессии или фобии. Но оно может
развиваться и вторично, как, например, социальная неуверенность человека с физическими
недостатками, которая обусловливается фактической или предполагаемой реакцией окружающих на эту
недостаточность. Другая сторона — это поведение социального окружения как фактор влияния,
например сдержанность или вообще отвержение со стороны других лиц, критика или, наоборот,
внимание и поддержка. Эти социальные окружающие условия тоже следует рассматривать с точки
зрения интеракций, так как они воздействуют только в социальных интеракциях.
Социальная депривация может привести к негативным эффектам в ходе физического и
психического развития (Bowlby, 1973; к дискуссии о «резистентности к окружающему миру»
маленького ребенка и повышенной чувствительности детей более старшего возраста см. Ernst, 1987).
Представленные ниже модели коммуникативного поведения и влияния социального окружения
относятся как к поведению индивида, страдающего расстройством или заболевшего, так и к влиянию
других лиц, то есть к взаимодействию между ними.
Коммуникация. Нарушения коммуникации могут играть ту или иную роль для клинически
релевантных симптомов и синдромов.
-
Они проявляются как отдельный симптом или как часть синдрома. Пример — социальная
неуверенность, которая затрудняет индивиду (или делает невозможным) установление контактов с
другими. «Социальная фобия» (DSM-IV: 300.23)
у
взрослых или специфические проблемы у детей,
такие как «экспрессивное расстройство речи» (DSM-IV:
315.31)
или заикание (DSM-IV:
307.0),
примеры клинических состояний, для которых расстройство коммуникации является конституирующей
составной частью.
-
Они являются причиной других симптомов. Пример — предполагаемые последствия
противоречий между вербальной и невербальной информацией («double bind»). При определенных
условиях этот вид коммуникации, вероятно, приводит к психотическим реакциям (см. ниже).
Hosted by uCoz