Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 947 
Next page End  

насколько он сам до этого был вознагражден, и т. д. Так как обмен может происходить иногда с
промедлением, то, согласно этой модели, индивид соблюдает некий баланс того, сколько он дает и
сколько берет, исходя из долей позитивных и негативных элементов.
В противоположность успешному партнерству при проблематичном партнерстве в диалоге
обнаруживается меньше позитивных и больше негативных реакций, количество которых к тому же со
временем увеличивается (Hahlweg, Schindler & Revenstorf, 1982). Это имеет место и в повседневных
интеракциях, и в лабораторной ситуации. В итоге при «подведении баланса» позитивных и негативных
реакций происходит некое уравнение за счет тенденции тут же отвечать на негативные реакции
(«наказания»). При этом, по-видимому, благополучные пары в отличие от неблагополучных не
пытаются возвратить все без исключения негативные реакции.
Однако наблюдаемая у несчастливых пар эскалация негативных реакций ни в коем случае не
может быть причиной несчастливого партнерства. Причина, скорее, лежит в недостаточных навыках
коммуникации или решения проблем. Иногда партнеры ссорятся также из-за того, что со временем
партнер воспринимается уже не так привлекательно, позитивные подкрепляющие стимулы теряют свою
эффективность, а негативные реакции усиливаются. Такая утрата позитивного подкрепления, которое
до сих пор присутствовало, приводит к особенно явному неприятию.
Кроме партнерства принцип «обмена» можно перенести также на такие феномены, как
депрессия. Так, депрессивное поведение способствует тому, что человек, страдающий депрессией, дает
слишком мало обратной связи и в ответ на это также мало обратной связи получает (Coyne, 1976),
женщины с депрессией, например, имеют меньше и внесемейных контактов (Bloschl, 1978). Снижение
показателя обмена, таким образом, вероятно, участвует в процессе, который способствует социальному
отчуждению депрессивного индивида.
Общим в экономических и инструментальных моделях является то, что поведение
рассматривается как целенаправленное. При этом оно следует определенным взаимозависимостям —
им управляет партнер или, как постулируется в теориях обмена, воспринимаемое распределение
«давать» и «брать». В целом эти модели говорят о том, что расстройство не является изолированным
событием или стабильным во времени состоянием — оно развивается. Оно как бы «уложено» в
социальную интеракцию. Таким образом, эти модели не следуют простой каузальной схеме — здесь
причина, тут следствие; скорее, в них отражаются различные компоненты расстройства, которые, в
свою очередь, способствуют изменению интеракции.
2.3. Социальная компетентность
Модели социальной компетентности имеют отношение к адекватному и эффективному
социальному поведению. Это прикладные модели, и поэтому в них используются различные социально-
психологические теории. Социальная компетентность охватывает все без исключения психические
функции, то есть восприятие, мышление и действия, включая вербальное и невербальное поведение,
применительно к социальным ситуациям. Используются такие понятия, как социальное умение,
самоутверждение, ассертивное поведение, уверенность в себе или, наоборот, застенчивость. В
зависимости от теоретической ориентации под этим подразумевается либо стойкая «способность», или
более подверженные изменениям «навыки». В DSM-IV соответствующая диагностическая категория
называется «социальная фобия» (300.23).
Различные компоненты социально компетентного образа действий можно наглядно показать на
модели «социальных навыков» (Argyle & Kendon, 1967) (рис. 15.1).
Рис. 15.1. Модель социальных навыков (по Argyle & Kendon, 1967)
Hosted by uCoz