Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 947 
Next page End  

В новых обзорных работах связь между ЕЕ и опасностью рецидивов отчетливо подтверждается.
Так, по совокупным данным о 518 пациентах с шизофренией обнаружилось, что доля рецидивов при
высоком ЕЕ родственников и высокой плотности контактов между пациентом и родственниками
составляет 75%, если одновременно не соблюдается медикаментозное лечение, и 51% — при
соблюдении медикаментозного лечения. Если родственники показывают малое ЕЕ, то при высокой
плотности контактов и при отсутствии медикаментов рецидивы наступают в 28% случаев, с
медикаментами — в 18%. Меньше всего доля рецидивов (8,5%) при низких ЕЕ родственников и малой
плотности контактов, при соблюдении медикаментозного лечения (Bebbington & Kujpers, 1994).
Несмотря на то что, основываясь на ЕЕ-критериях, в различных исследованиях удалось
корректно и с очень высокой вероятностью предсказать частоту рецидивов за 9 месяцев, до сих пор
остается открытым вопрос, как проявляется повышенно критичная установка в поведении по
отношению к пациенту. Таких исследований, в которых интервью дополнялось бы прямым
наблюдением интеракций в семье, очень мало (Miklowitz, Goldstein, Falloon & Doane, 1984). Согласно
им, «аффективный стиль коммуникации» родственников с высоким значением ЕЕ на деле отличался
многочисленными критическими и/или подавляющими (инвазивными) высказываниями. Правда,
соотношения между значениями ЕЕ и степенью аффективного стиля не были такими уж сильными.
Очевидно, «аффективным стилем коммуникации» и «выраженной эмоцией» охватываются разные
аспекты эмоциональных установок и способов поведения.
Сравнительно надежная предсказуемость более позднего рецидива у пациента, основанная на
актуально высказанных негативных установках родственников, естественно подводит к вопросу, какие
факторы в конечном итоге вызывают рецидив. Можно подозревать, что уязвимость или диатез
(слабость конституции) у пациента продолжает существовать и после заболевания. Если к этому
прибавляются стрессовые факторы, в том числе и соответствующие стиль совместной жизни и форма
коммуникации в семье, то риск рецидива повышается. Каузальность здесь имеется в той мере,
насколько негативная коммуникация способствует рецидиву в случае наличия одновременно и
неблагоприятных диспозиционных факторов. Но тогда не мешало бы также выяснить, не обладают ли и
другие неспецифические стрессовые факторы подобным эффектом.
Психоиммунология. Новое междисциплинарное направление исследований, психоиммунология,
вскрывает интересные взаимодействия между иммунными функциями и социальными аспектами, и
особенно — эмоциональными процессами (O'Leary, 1990). Так, было доказано, что стресс, связанный с
социальной разлукой, нарушением или прерыванием социальных связей (social disruption) или
одиночеством, нарушает иммунные функции (Kiecolt-Glaser, Kennedy, Malhoff, Fisher, Seicher & Glaser,
1988). Посредством психосоциальных интервенций иммунные функции можно восстановить
(Pennebaker, Diecolt-Glaser & Glaser, 1988a). Прикосновение и позитивное интерактивное поведение в
форме дружеской поддержки (опоры) повышает выброс окситоцина, а есть мнение, что это вещество
протективным образом действует против стресса (Uvnas-Moberg, 1996).
Позитивным влиянием на различные сферы физического здоровья обладает сообщение другим о
стрессовых событиях (Pennebaker, 1993). Люди, сообщающие о своих трудностях, реже посещают
врача, у них лучше работает иммунная система и пр. Правда, этот позитивный эффект, судя по всему,
не обязательно связан с прямой формой сообщения, — он наступает и в том случае, когда стрессовые
события записываются в дневнике. Таким образом, представляется, что существенное влияние имеет
«наведение порядка в мыслях». Эта упорядочивающая функция может активизироваться по-разному —
в повседневной или терапевтической беседе или посредством ведения дневника.
3. Социальные когниции
Понятие «социальные когниции» подразумевает мысли, относящиеся к социальным данностям и
изменяющиеся в результате социальных влияний. В социальной психологии это такие феномены, как
социальное восприятие, установки и ценностные позиции, атрибуция (=
приписывание причин).
Социальные когниции являются также главными элементами научения по моделям. Роли и ролевые
ожидания, в которых участвуют и самовосприятие, и восприятие другими, обсуждаются в главе 16.
Социальное восприятие и формирование суждения связаны с социальными условиями (в том
числе с людьми), которые влияют на наше видение мира. Существенной чертой социального
восприятия является избирательность,
то есть выбор окружающих нас раздражителей, и инференция,
то есть заключительные выводы, которые мы делаем на основании наблюдаемого поведения и которые
выходят за рамки собственно восприятия. Если, например, какое-то событие несколько раз случалось
Hosted by uCoz