Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 947 
Next page End  

Некоторое противоречие этим данным можно, пожалуй, увидеть в неоднократно доказанных
экспериментально феноменах «самоисполняющихся пророчеств». Согласно этому, установки в
отношении позитивных и негативных ожиданий изменяют собственное поведение по отношению к
другим. Предубеждения и стереотипы могут на самом деле изменить поведение человека, против
которого имеются эти предубеждения. Человек ведет себя в конце концов действительно так, как было
«напророчено».
Но даже если подход стигматизации и не объясняет причин отклоняющегося от нормы
поведения, он все-таки заставил обратить внимание на значимость социального восприятия при
девиантном поведении. В диагностике эти процессы, несомненно, играют роль. Существенный вклад
этих теорий состоит также в том, что они вскрыли проблему социальной оценки психопатологических
феноменов и диагностических категорий. Одной только стигматизации, разумеется, не достаточно,
чтобы вызвать соответствующие изменения поведения. Очевидно, необходима также прямая
интеракция участников, которая влияет на поведение другого в смысле «самоисполняющегося
пророчества».
3.2. Установки
До сих пор можно только догадываться, в какой мере определенные установки или установочные
процессы являются причинами расстройств или заболеваний. Установки — скажем, установка на
адекватный способ преодоления проблемы — выучиваются и в проблематичных ситуациях могут
активироваться в виде приобретенных когнитивных схем и тенденций поведения. Дети, которые видят в
семье, что родители «лечат» стресс психотропными препаратами или алкоголем, научаются
одновременно с этим и соответствующим установкам на здоровое поведение и поведение преодоления
стресса. В этом отношении выученные установки вносят свой вклад в формирование
дисфункционального поведения. В анализе поведения такие установки и ценности учитываются также
как составляющая переменных организма (O-переменных) в схеме S—О—R—K—C. При этом они
играют роль фильтра, через который модифицируется связь стимулов и реакций. Подобно другим
социально-психологическим факторам, установки и ценности, конечно, ни в коем случае не надо
рассматривать как единственные факторы влияния, но их влияние проявляется во взаимодействии с
другими факторами.
Установки существенно влияют также на такие расстройства, при которых, если не менять
поведение, то можно ожидать ухудшения физического состояния или хронизации. Яркий пример тому
— курение. Правда, здесь установки, возможно, еще раньше способствуют формированию привычки
курить, но все-таки более заметную роль они играют при более поздней резистентности к изменениям в
сторону здорового поведения (Brehm, 1980), так же как, например, «когнитивный диссонанс» или
«реактантность» (Reaktanz).
Реактантность — то есть воспринимаемое ограничение индивидуальной свободы и тенденция
клиента эту свободу вновь восстановить — имеет особенно большое значение при директивных формах
терапии, потому что она противодействует усилиям терапевта и таким образом способствует
поддержанию расстройств. О роли реактантности в возникновении расстройств можно рассуждать лишь
умозрительно. Очень может быть, что реактантность способствует, например, возникновению
зависимостей у подростков или, противодействуя призывам использовать презерватив, препятствует
снижению риска ВИЧ. Правда, по этому поводу у нас нет эмпирически подтвержденных данных.
3.3. Теория атрибуции — приписывание причин
Среди когнитивных теорий социальной психологии — теорий о социальных условиях нашего
мышления — центральное место занимают теории атрибуции. «Атрибуцией», или «каузальной
атрибуцией», называют процесс, в ходе которого собственным и чужим поступкам приписываются
определенные причины или основания (то есть они атрибутируются). Причем предмет этих теорий —
не действительная причина какого-то поступка, а догадки, предположения или гипотезы, выдвигаемые
индивидами по поводу возможных причин. Такие направления, как поведенческая терапия (Lazarus,
1984), и прежде всего когнитивная терапия (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1981; Ellis, 1977), исходят из
того, что негативные или иррациональные мысли являются причинными для негативных
эмоциональных состояний и дисфункциональных способов поведения (Forsterling, 1986);
соответственно неправильные атрибуции способствуют возникновению расстройств. Вид
Hosted by uCoz