Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 947 
Next page End  

целенаправленную активность, протест и жалобы или индивид выбирает при трудностях другую среду.
Низкое ожидание эффективности с низким ожиданием результата приводит, напротив, к пессимизму и
апатии. Низкое ожидание эффективности с высоким ожиданием результата приводят к
самообесцениванию и отчаянию. И только при достаточно высоком ожидании и результата, и
эффективности становится возможным адекватное поведение. Изменить ожидание результата можно
путем научения по моделям, инструктажем и т. д., то есть приобретением знаний. Ожидание
эффективности можно изменить только собственными, в данном случае поддержанными извне,
действиями.
К настоящему времени клиническая состоятельность данной модели проверялась при фобии
змей и в опыте по аналогии, то есть в экспериментальных условиях в психологической лаборатории. В
одном критическом анализе Кирш (Kirsch, 1985) показывает, что модель Бандуры можно прямо
перевести в уже ранее разработанное Роттером (Rotter, 1954) понятие социального научения. Тогда
понятие ожидания успеха Роттера соответствовало бы ожиданию эффективности у Бандуры. Так как
социально-когнитивная теория научения имеет своим предметом общие принципы поведения, то нельзя
определить специфичность этих механизмов воздействия при различных расстройствах. Для решения
практических задач, таких как анализ социальной неуверенности и поведения избегания, модель
Бандуры предоставляет удобный способ разъяснить клиенту, как возникло и чем поддерживается его
расстройство.
Преимущество подобных моделей в том, что они учитывают когнитивные переменные как
опосредующие процессы между стимулом и поведением. В то же время они позволяют разрабатывать
гипотезы, которые можно проверить на поведении. По крайней мере приемлемость этих гипотез можно
проверить в терапии отдельных случаев.
4. Выводы о воздействии социально-психологических факторов
Если мы посмотрим на социально-психологические модели этиологии расстройств с учетом всех
этих критических замечаний, то, по-видимому, сможем прийти к следующему заключению. Социально-
психологические факторы лишь в редких случаях напрямую влияют на расстройство и являются его
главными причинами. Значительно чаще они действуют в сочетании с другими факторами, смягчая или
дополнительно поддерживая расстройство.
Это ничего не говорит о важности их влияния, но объясняет, почему так трудно найти
объяснения для сложных расстройств, пользуясь простыми моделями. Ни для одной из описанных здесь
моделей специфические отношения причины—следствия между социально-психологическими
процессами, с одной стороны, и психическими или соматическими заболеваниями — с другой, не
доказаны наверняка. Да этого и нельзя требовать от моделей, которые ориентированы на общие
социально-психологические закономерности в поведении и эмоциях. Даже там, где мы наиболее близки
к этому, — имеются в виду концепция социальной депривации и модели теории атрибуции при
депрессии, — многие вопросы и феномены остаются не ясными.
И все-таки социально-психологические процессы без сомнения, в значительной мере влияют на
поддержание расстройств и на позитивное или негативное течение заболеваний. Это можно заключить
не только из имеющихся на сегодняшний день эмпирических и экспериментальных исследований, но
также — косвенно — из результатов многочисленных исследований в области психотерапии. Простой
связи между каким-то отдельным социально-психологическим признаком и какой-то специфической
симптоматикой, разумеется, нельзя ожидать, так как на протяжении всего времени существования
клинических феноменов на основные переменные, как правило, влияют несколько факторов.
Для того чтобы развивать и проверять социально-психологические понятия применительно к
клинике, следовало бы расширить психологический методический аппарат. Вопрос о причинном
воздействии социально-психологических факторов должен к тому же исследоваться в проспективных
исследованиях течения болезни, где предсказания об их действенности можно проверить на однозначно
определенных симптомах или синдромах. В противовес критике представленных здесь моделей можно
подчеркнуть их эвристическую ценность. Это касается не только исследования психических
расстройств, но и практической клинической деятельности. Именно для этой сферы социально-
психологические модели предоставляют теоретические опорные точки, исходя из которых можно
целенаправленно развивать гипотезы для анализа и лечения различных психических расстройств.
5. Литература
Hosted by uCoz