Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 947 
Next page End  

Рис. 16.1.
Связь между потребностью, обращаемостью и эффектом медицинского обеспечения
(идеальные типы; пояснения см. в тексте) (по Hulka & Wheat, 1985)
1) Адекватная обращаемость (то есть в соответствии с потребностью).
2) Неэффективная обращаемость (например, прерывание лечения, несмотря на потребность).
3) Недостаточная доступность системы здравоохранения, несмотря на потребность.
4) Отсутствие обращаемости, несмотря на фактические потребности.
5) Обращаемость без потребности (ипохондрическое поведение).
6) Абстиненция, так как нет никаких потребностей.
Таким образом, если ориентироваться на конечный результат, то оптимизировать предложение и
спрос на медицинские услуги — значит расширить категории (1) и (6) за счет сужения категорий (2)—
(5). Многочисленные исследования, имеющие целью определить, что именно влияет на обращаемость к
врачу, показывают, что наиболее важную роль играет субъективное состояние здоровья: чем сильнее
воспринимается «тяжесть страдания», тем выше вероятность обращения к врачу. Второй фактор
влияния связан со страхованием: чем выше доля застрахованных на случай болезни, тем выше
обращаемость к врачу. И наконец, чем выше причастность самого застрахованного к возникновению
заболевания, тем меньше обращаемость.
Однако еще более значимо, чем статус застрахованного и степень причастности, на
эффективности системы медицинского обслуживания, вероятно, сказывается социальная
дифференциация в отношении качества оказываемых услуг.
Ни одна из известных ныне систем
здравоохранения до сих пор не опровергла гипотезы о том, что качество услуг повышается вместе с
социальным статусом. В Великобритании, например, доступ к специалистам, которые имеют право
приватно лечить (амбулаторно и стационарно), сильно ограничен социоэкономическим фильтром
(Townsend, 1988). В США наблюдается обратное статистическое соотношение между уровнем дохода и
частотой обращаемости в общественные учреждения скорой медицинской помощи и амбулатории, и
наоборот, положительное соотношение между уровнем дохода и частотой консультаций у
частнопрактикующих врачей-специалистов (Cockerham, 1992).
Поэтому в высокоразвитых современных обществах социальное неравенство в отношении
обращаемости к врачу заключается прежде всего в неравенстве качества предлагаемых врачебных
услуг, неравенстве шансов в отношении постоянного наблюдения личным врачом и шансов вовремя
осуществить профилактику. Во всех трех аспектах те, кто имеют лучшую страховку и хорошо
обеспечены, оказываются в выгодном положении по сравнению с остальными.
Несмотря на эти бесспорные факты, не стоит переоценивать роль системы медицинского
обслуживания в социальном распределении болезней (ср. McKeown, 1982). Дело в том, что с помощью
медицинских интервенций можно существенно повлиять лишь на 25-30% смертельных болезней, а
значит, при анализе заболеваемости должны учитываться и другие аспекты.
Hosted by uCoz