Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 947 
Next page End  

-
Источники данных: очень часто опросники собственной оценки; иногда интервью.
-
Временной отрезок оценки:
прошлое (особенно стрессовое событие последних 6 месяцев),
настоящее (актуальная ситуация), будущее (как бы Вы себя повели?).
-
Реальность стрессовой ситуации: гипотетическая стрессовая ситуация (например, совладание
с перегрузками в процессе этих перегрузок (UBV),
Reicherts & Perrez, 1993); лабораторные ситуации с
реальными или снятыми на кинопленку стрессорами; конкретно пережитый повседневный стресс
(стресс в прошлом: например, Ways of coping checklist WCCL, Folkman и Lazarux; Westhoff, 1993; стресс
в настоящем: например, COMES / COMRES);
«усредненная» стрессовая ситуация без какой-либо
специфики (например, Опросник переработки стресса SVF,
Janke, Erdmann и Kallus; см. Westhoff,
1993).
-
Величина выборки поведения: Одно конкретное или гипотетическое событие (например, WSSL);
профиль множества событий (например, SVF);
популяция поведения (напр., систематическое
самонаблюдение повседневного поведения с помощью компьютерного дневника COMES / COMRES).
-
Специфичность сферы:
общие стрессы (например, SVF);
стресс из-за болезни или боли
(например, Опросник для регистрации форм совладания с болезнью FEKB,
Klauer, Filipp и Ferring;
Опросник по переработке болезни FKV, Mythny; Westhoff, 1993).
-
Индивидуальный или интериндивидуальный копинг. Большинство методов подразумевают
индивидуальное стрессовое переживание и поведение (например, SFV, WCCL, COMES / COMRES). Для
диадического стресса и соответственно совладания со стрессом у партнеров Боденманн (Bodenmann,
1995) разработал и метод лабораторного наблюдения, и опросник. Для измерения семейного стресса и
совладания исследователи до сих пор сосредоточивались в основном на критических семейных
событиях типа макрострессоров, причем часто опрашивались только родители. Перре, Бергер и
Вильгельм (Perrez, Berger & Wilhelm, 1998) в дополнение к COMES / COMRES-методам предложили
такой метод компьютерного самонаблюдения за стрессовыми переживаниями и совладанием со
стрессом в семьях, при котором все члены семьи (старше 13 лет) семь раз в день по плану выборок
времени и событий регистрируют с помощью компьютера признаки своего собственного и чужого
поведения. Запись отражает как стрессовое событие, так и индивидуальное и интериндивидуальное
совладание с ним.
-
Возраст. Большинство методов предназначено для взрослых. Однако был сконструирован
(Seiffge-Krenke, 1989) опросник копинга для молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, который
основан на матрице, состоящей из восьми типичных для молодежи гипотетических проблемных
ситуаций и двадцати копинг-стратегий.
-
Регистрируемые признаки. В зависимости от метода регистрируются стрессоры (вид,
длительность, интенсивность и т. д.), признаки оценки (контролируемость, каузальная атрибуция и т.
д.), признаки стрессовых эмоций (виды эмоций, интенсивность, длительность и т. д.) и признаки
совладания (типы реакций). Для форм совладания обычно имеется несколько шкал (см. табл. 17.4).
Большое число степеней свободы ясно говорит о том, что на уровень исследований влияет и
дисперсия методов. До сих пор предпочтение отдавалось опросникам и интервью собственной оценки,
которые в конечном счете регистрируют совладание лишь в общем и целом. В последнее время
разрабатывались компьютерные методы, более точно и дифференцированно регистрирующие динамику
совладания. Можно надеяться, что эти подходы дадут сильный импульс для создания теории.
5.4. Социальная сеть / социальная поддержка
Для регистрации социальных сетей и социальной поддержки в психологии существует большое
количество методов (Laireiter, 1993b). Источники вариантности при операционализации социальных
сетей и социальной поддержки характеризуются следующими существенными параметрами.
1) Методические аспекты. Опросники, интервью, дневники (бумага/карандаш; компьютер);
письменные или графические стандартные формы (сеть); временной отрезок регистрации (прошлое,
настоящее, будущее); критерии включения (см. пункт 2); методическая разработанность и качество с
точки зрения теории теста.
2) Содержательные аспекты (параметры сбора данных).
2.1) Социальная сеть. Таксономия сети; критерии сети (частота контактов, роли, эмоциональное
качество, перегрузка, поддержка и т. д. как индикаторы для индивида в сети); ограничение числа
называемых лиц; установление структурных (например, частных групп), интеракционных (например,
частота контактов, ролевая принадлежность), функциональных (поддержка, перегрузка и т. д.)
Hosted by uCoz