Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 947 
Next page End  

(1), (3), (4), (5) и (6) присущи и другим научно обоснованным методам психологической интервенции, а
признак (2) существенно выделяет среди них методы клинико-психологической интервенции.
2.1. Выбор средств
Первый критерий разграничения — это специфический выбор средств или методов. Типичные
психологические средства — например, беседа, тренинг или межличностные отношения как факторы
влияния — всегда имеют точку приложения в эмоциях и поведении и совершаются в социальной
интеракции между помогающим и тем, кто ищет помощи.
Итак, сущность психологической интервенции не в том, чтобы вызвать изменение психических
характеристик и процессов — как можно бы было сперва предположить, — а в том, что влияние
производится психологическими средствами. Ориентировать их можно и на изменение соматического
состояния. Например, высокое кровяное давление — явление прежде всего соматическое; но в той мере,
насколько оно обусловлено еще и психически, его можно, при известных условиях, успешно лечить
средствами клинико-психологической интервенции. Тем не менее из этого не следует, что при
соматических проблемах психологические интервенции показаны лишь тогда, когда эти проблемы
вызваны психическими причинами. Даже такие феномены поведения, которые определяются
генетическими или церебральными факторами, иной раз доступны психологическому влиянию, как это
показывают примеры психологического тренинга у лиц с нарушениями умственного развития или у
гиперактивных детей.
С древнейших времен психологические средства привлекались для профилактического или
лечебного воздействия на людей. Так, уже в античности делались попытки лечить меланхолию с
помощью музыки и танцев. Экзорцизм тоже можно понимать как донаучный ритуал, совершаемый для
устранения психических проблем (ср. Ernst, 1989). В XVIII веке существовала широкая волна
психопрофилактики, или «душевной диететики» (ср. Moritz, 1783). Научное развитие психотерапии в
смысле современной психологии начинается в последнем столетии, с Зигмунда Фрейда (1856-1939) и
учеников Вундта — Лайтнера Уитмера (1867-1956) и Эмиля Крепелина (1856-1926) (см. главу 1).
В Европе Зигмунд Фрейд наряду с Крепелином (который как психиатр тоже обязан своему
учителю Вильгельму Вундту и Лейпцигской лаборатории) пробил историческую брешь для
психологической интерпретации и лечения психических расстройств. Фрейд, в некотором роде двигаясь
«против течения» — против психиатрических школ своего времени, — предпринял последовательную
попытку объяснить этиологию и лечение психических расстройств главным образом на
психологической основе.
2.2. Функции клинико-психологической интервенции
Методы клинико-психологической интервенции можно отграничить от методов, принятых в
педагогической психологии, психологии труда и организационной психологии, если обозначить
специальные функции интервенции.
Важнейшими из них на сегодняшний день считаются (1)
гигиеническая и профилактическая функция, (2) лечение/терапия (в том числе психотерапия) и (3)
функция реабилитации.
-
Функция гигиены и профилактики. Эти две функции трудно четко разграничить. Функция
гигиены представляет масштабные санитарные мероприятия и способствует психическому,
физическому и социальному здоровью. Сегодня ее относят иногда к сфере «психология здоровья»;
кроме того, она укладывается в более широкие рамки общественного здоровья (Public Health), а также
частной сферы здравоохранения (ср. главу 19). Функция профилактики — это те методы и стратегии
интервенции, которые помогают предотвратить расстройства, в то время как гигиена направлена на
сохранение и укрепление здоровья. Профилактические мероприятия призваны снизить показатели
заболеваемости. Профилактические мероприятия могут быть специфическими, то есть ориентироваться
на конкретные расстройства (например, токсикоманию), или неспецифическими, способствующими
душевному здоровью вообще. К функции профилактики мы относим и кризисную интервенцию, так как
она помогает адаптироваться в трудных, критических жизненных ситуациях и тем самым предотвратить
возникновение расстройств (ср. главу 21).
-
Функция лечения/терапии (в том числе психотерапии). Цель этой функции терапия
расстройств и тем самым снижение числа заболеваний. С точки зрения административного
здравоохранения имеются в виду расстройства, обладающие характеристиками болезни и поэтому
Hosted by uCoz