Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 947 
Next page End  

т. д.
способность к
контролированию гнева
адекватная реатрибуция,
релаксация и т. д.
Снижаются:
Несоответствие Я-
концепции и идеального
образа Я, сопротивление,
ошибки в переработке
информации и т. д.
Мания, тревога,
склонность к
определенному
поведению избегания
Проявление тревоги в
терапевтической беседе,
разговоры об экстернальном
во время терапевтического
сеанса, количество сигарет в
день
2.4. Теоретическое обоснование
Научно обоснованные методы клинико-психологической интервенции теоретически
соотнесены с рациональным содержанием психологии и соответствующими смежными науками (ср.
Baumann, 1996). Под рациональным содержанием какой-то научной дисциплины мы понимаем те
теории, гипотезы, эмпирические методы исследования и эмпирические данные, которые в данный
момент времени принимаются или обсуждаются соответствующими «научными сообществами»
(«Scientific community»). Какого рода может быть это логическое отношение технологического знания к
фундаментальному знанию — разъясняется в главе по теории науки (см. главу 4). Данный критерий
отличает методы клинико-психологической интервенции от множества других методов, которые могут
иметь те же функции, но их обоснование базируется на концепциях обыденной психологии (т. е.
ненаучных) или на частном опыте.
2.5. Оценка: эмпирическая проверка (особенно проверка эффективности)
Методы клинико-психологической интервенции требуют эмпирической проверки в отношении
двух пунктов: (1) теории, как упоминается в разделе 2.4, можно считать подтвержденными только в том
случае, если они прошли эмпирическую проверку. В этом смысле методы клинико-психологической
интервенции нуждаются в эмпирически проверенных теориях, объясняющих их эффективность; (2)
интервенции являются этически и научно оправданными лишь в том случае, если проводилась
эмпирическая проверка их эффективности.
В конечном итоге, методы интервенции легитимны даже
при недостаточном теоретическом обосновании, но при достаточной проверке их эффективности (ср.
симптоматическое лечение). Таким образом, для любого метода интервенции первоочередное значение
имеет эмпирическая проверка эффективности. Как будет показано в главе 20, вопрос о проверке
эффективности дискутируется в рамках оценки в целом. Помимо проверки эффективности, которая
стоит на первом месте, оценивается еще рентабельность (затраты—польза или затраты—результат) и
учитывается оценка пациента. Субъективная очевидность — еще не доказательство эффективности;
необходимы испытанные методы, разработанные в научном исследовании психотерапии и подходящие
для этой цели (ср. здесь также главу 4).
2.6. Профессиональные действия
Процессы изменения, которыми занимается клиническая психология (вызывая их, сопровождая и
оценивая), реализуются специалистами-психологами
в определенных профессиональных рамках (ср.
здесь Strotzka, 1975). Это означает, что вышеупомянутые функции выполняются лицами, получившими
в ходе образования, специализации и повышения квалификации специфическую компетентность (см.
главу 19), и их профессиональная деятельность должна быть официально легитимной (название
профессии, допуски и т. д.).
2.7. Клинико-психологическая интервенция как часть лечения в целом
Как говорилось в разделе 1, клинико-психологическая интервенция укладывается в более
широкие рамки интервенции вообще, причем разграничение форм интервенции отчасти обосновано
эмпирически, а отчасти — соответственно профессиональному статусу (например, медики занимаются
преимущественно медикаментозной терапией, психологи — психотерапией). В сфере психических
Hosted by uCoz