Navigation bar
  Print document Start Previous page
 291 of 947 
Next page End  

могут проявить свою специфическую психологическую компетентность. Поведенческая медицина
понимается как междисциплинарная область, которая занимается биопсихосоциальными аспектами
этиологии, эпидемиологии, диагностики, профилактики, терапии и реабилитации соматических
болезней. Вот некоторые примеры: интервенция при избыточном весе, курении, хронических болях,
головных болях, нарушениях сна, поведении типа А или интервенции в целях повышения жизненного
уровня при хронических болезнях, таких как рак или СПИД, и т. д. (Blanchard, 1992).
Согласно этой систематике, интервенция в психологии здоровья многократно пересекается с
интервенцией поведенческой медицины (B1, B2). При этом неважно, что дало повод к интервенции —
соматическое заболевание или психическое расстройство (или необходимость их предотвращения), в
любом случае точка приложения клинико-психологической интервенции — это поведение и эмоции.
Понятие психотерапия,
как правило, включает в себя клинико-психологическую терапию
нарушенных паттернов функционирования (A3b) или нарушенных интерперсональных систем (A3c)
при психических расстройствах; иногда понятие психотерапии относят и к лечению соматических
болезней (B3b, B3c), а бывает, что оно используется также для интервенций при клинико-
психологической реабилитации.
Невозможно определенно и точно расставить новые акценты и четко разграничить между собой
все новые и новые профессиональные отрасли, так как их развитие в сторону дифференциации
находится в постоянной динамике. Клиническую психологию мы понимаем как дисциплину, из которой
рождаются эти отрасли и которая образует более широкие рамки для профессиональной
дифференциации.
4. Структура главы об интервенции
В главе о методах клинико-психологической интервенции основное внимание уделяется
клинико-психологической интервенции нарушенных психических функций и психотерапии
нарушенных паттернов функционирования и нарушенных интериндивидуальных систем;
предупреждение и профилактика, а также реабилитация даны обзорно. Это совершенно отдельные
области, и их уже нельзя рассматривать с той же разрешающей степенью, что и терапию/психотерапию.
Тем не менее основные концепции терапии имеют значение и для профилактики и реабилитации. Кроме
того, мы ограничиваемся рассмотрением только психических расстройств и не имеем возможности, как
уже упоминалось, обсуждать профилактику, лечение/терапию и реабилитацию психологическими
методами соматических болезней (ср. психология здоровья и поведенческая медицина) (см. главу 1).
Следуя общей концепции книги, мы разбираем, во-первых, общие для всех расстройств аспекты
клинико-психологической интервенции и, во-вторых, обсуждаем ее применительно к отдельным
расстройствам. Общая часть V начинается данной главой, далее, в главе 19 рассказывается о
здравоохранении;
интервенция рассматривается здесь в макроперспективе; излагаются исторические,
социологические и институциональные аспекты профилактической, психотерапевтической и
реабилитационной интервенции. Следующая глава (глава 20)
о методике исследования клинико-
психологической интервенции.
Главы 21,
22 и 23 посвящены профилактике, психотерапии и
реабилитации.
Отдельная глава предусмотрена для психофармакотерапии (глава 24), так как
клинические психологи должны располагать основными сведениями в этой области, даже если они не
имеют права сами выписывать психофармакологические препараты.
Теоретические подходы (психоаналитический, бихевиористский, клиентоцентрированный,
супружеская и семейная терапия) излагаются по единой системе, с ориентацией на методы;
обоснование выбора форм интервенции можно найти в главе 22.1.
В специальной части книги рассказывается о соответствующих интервенциях при нарушениях
отдельных психических функций, паттернов функционирования и межличностных систем. Таким
образом мы хотим показать, что понятие клинико-психологической интервенции — гораздо более
широкое, чем понятие психотерапии.
Hosted by uCoz