Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 947 
Next page End  

в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно
Зигмунд Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не-медиков и значительно продвинув
вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Сначала он, как и Крепелин,
стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему
подходу.
Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали
сильнейший толчок развитию немецкой (и международной) клинической психологии. Но, кроме того,
эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день
нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике: Крепелин был сторонником
эмпирической клинической психологии, а Фрейд — приверженцем герменевтического научного
подхода, нашедшего наиболее яркое выражение в глубинной психологии.
Как подчеркивают многие эксперты (ср. Ash & Geuter, 1985), в немецкоязычных странах понятие
клиническая психология в узком смысле, как название особой науки или профессии, долгое время не
было особенно распространено. Однако уже в первой половине XX в. клиническая психология была
имплицитно представлена следующими областями науки.
Психодиагностика. Вопросы клинической психологии решались главным образом в сфере
психодиагностики; существенный импульс для развития этой области дал, в частности, Бине, один из
создателей диагностики интеллекта. Во время обеих мировых войн значительно продвинулась вперед
диагностика пригодности к строевой службе, что очень способствовало распространению диагностики в
целом и, в частности, клинической диагностики.
Педагогическое консультирование. На базе психодинамических подходов Фрейда и Адлера, а
также клинико-психологических разработок Уитмера уже очень рано были созданы консультационно-
педагогические центры (Пенсильвания, 1896, Вена, 1919, Мюнхен, 1922). Наряду с психотерапией
глубиннопсихологической ориентации педагогическое консультирование долгое время оставалось
единственной областью интервенции, открытой для клинических психологов. Сфера деятельности
педагогического консультирования иногда описывалась понятием психагогика (например, Адлер,
Шульц-Хенке). Под этим термином подразумевалась активная интервенция, которая была ограничена
определенным сроком и применялась при психических расстройствах и нарушениях поведения.
Психологическая интервенция (и особенно психотерапия) при психических расстройствах.
Надо сказать, что начиная с рубежа веков психотерапией получили право заниматься и «глубинные»
психологи, так что психологов уже давно можно идентифицировать как терапевтов. Однако подготовка
специалистов по глубинной психологии довольно редко осуществлялась в рамках университетского
образования. Как правило, психологи, закончив соответствующие образовательные учреждения,
проходили дальнейшую специализацию, и такая форма профессиональной подготовки является
общепринятой по сей день. Научная психология мало принимала во внимание глубинную психологию в
плане образования и профессиональной сферы деятельности и даже боролась с ней (Fallend, Handlbauer,
Kienreich, Reichmayr & Steiner, 1985), поэтому специалисты этого профиля нередко ассоциировались не
с психологией, а с психоанализом и другими глубиннопсихологическими школами; в результате и
психотерапия не считалась прикладной дисциплиной психологии.
Хотя в США понятие клинической психологии вошло в обиход уже в начале XX в., в
немецкоязычных странах оно появляется только около середины столетия. В 1946 г. Гельпах издал
книгу под названием «Клиническая психология»; при этом он понимал под клинической психологией
психологию соматических болезней (особенности психики и поведения при соматических
заболеваниях). Начиная с 1950-х гг. в немецкоязычных странах появляются книги под названием
«Клиническая психология». Так, Е. Штерн в 1950-е гг. выпускает в свет трехтомное пособие по
клинической психологии; примерно в то же время выходит учебник по клинической психологии
Мейергоффа (ср. Schraml, 1969). Первыми учебниками по клинической психологии, в которых это
понятие соответствует сегодняшнему и которые обращены в первую очередь к психологам и студентам,
изучающим психологию, можно считать труды Шрамля (1969, 1970; Schraml & Baumann, 1974, 1975). В
этих учебниках вводится новое определение клинической психологии, выраженное через
психотерапевтические методы, близкие к психологии:
«разговорная психотерапия» (клиенто-
центрированная психотерапия) и «поведенческая терапия». Основателем «разговорной психотерапии»
является Карл Роджерс (см. «Counseling and psychotherapy», 1942), и с 1950-х гг. она получает широкое
распространение в Америке. В начале 60-х гг. в Гамбургском университете (Германия), в рамках
факультета психологии Р. и А. Тауш (R. Tausch, A. Tausch) начинают внедрять «разговорную
психотерапию». Немного позднее — с 1950-х гг. — благодаря специалистам из США, Англии и ЮАР
Hosted by uCoz