Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 947 
Next page End  

социального функционирования; в последнее время значение для оценочного исследования приобрело
понятие качества жизни (Bullinger, 1996; Stieglitz, 1996; см. также главу 7). Рентабельность в системе
здравоохранения часто требуется оценить, но сделать это затруднительно, хотя для этого имеются
разные подходы. Анализ платы/пользы в здравоохранении малоинформативен, если польза исчисляется
только в деньгах. Правда, можно исчислять пользу в трудоспособности, но, помимо этого, при
интервенции имеют значение и другие ценности. Поэтому проводятся также анализы платы—
эффективности, т. е. затраты анализируются относительно определенных критериев (например, плата за
стационарное лечение по сравнению с амбулаторным; к вопросу платы см. Wasilewski, 1989). Так
называемый анализ практической ценности принимает во внимание, что ни плата, ни польза не
исчисляемы исключительно в деньгах. Главная задача оценочного исследования — это выяснение
спроса на услуги. Винг (Wing, 1973) указывает на то, что, во-первых, требуются данные обращаемости,
т. е. статистика использования отдельных учреждений; но, во-вторых, также следует регистрировать тех
лиц, которые, несмотря на потребность в лечении, не получают никакого лечения. При исследовании
обращаемости следует проверять, адекватно ли удовлетворяют учреждения потребности больных.
Обобщая, можно сказать, что оценивающая проверка — оценка — является главным делом
прикладного исследования. Проверенные концепции или методы терапии, конечно, являются
необходимыми условиями помощи человеку с психическим расстройством. Но если результаты
исследования не применяются в практике, то можно прийти к неверному или не оптимальному
лечению. Поэтому для каждого отдельного учреждения ставится вопрос, адекватно ли оно лечит, и если
нет, то как может быть достигнут адекватный стандарт. Эта тематика — переложение результатов
исследований в практику и их проверка — разрабатывается под термином «гарантия качества».
5.2. Гарантия качества, управление качеством
В последние годы меткое понятие гарантия качества (Quality assurance) в здравоохранении
заставило отступить на второй план требование оценки (Обзорная литература, на которой базируется
последующее изложение: Gaebel, 1995a, b; Haug & Stieglitz, 1995; Laireiter, 1995, 1997; Richter, 1994).
Понятие гарантии качества пришло из промышленности и содержит обслуживание качества; «качество
есть совокупность свойств и признаков продукта или услуги, которая говорит об их пригодности для
выполнения установленных или предполагаемых требований» (Norm ISO: Internationale
Standardisierungsorganisation, 1990). Гарантия качества продуктов первоначально достигалась
выбраковкой некачественных товаров; позднее появилось множество разных дополнительных
мероприятий по обслуживанию качества (например, обучение сотрудников, контроль материала,
интернациональные нормы ИСО). Хотя промышленную гарантию качества нельзя просто так перенести
на здравоохранение (например, на основании согласия пациентов как модифицирующего фактора), но в
США, например, уже с 20-х гг. это обсуждается применительно к здравоохранению. По причине
увеличения расходов в здравоохранении, а также роста внимания населения к услугам,
предоставляемым сферой здравоохранения, гарантия качества в последние 10 лет стала очень важной
международной темой для политики и профессиональных сообществ. Поэтому мы находим в медицине
самые разнообразные подходы к гарантии качества; в сфере психотерапии — как констатируют Рихтер
(Richter, 1994) и Лайрейтер (Laireiter, 1995) — гарантия качества еще мало систематизирована, несмотря
на то что имплицитно уже давно имеются самые разнообразные подходы (например, супервизия) (Lutz,
1997; Piribauer, 1995; Bertelmann, Jansen & Fehling, 1996).
Гарантия качества в здравоохранении сегодня стала главным понятием для большого числа
исследовательских направлений, механизмов проверки и коррекции, которые позволяют получить или
улучшить качество обслуживания (Piribauer, 1995). Сегодня применяется иногда понятие «управление
качеством» как главное понятие, которым описывают некий комплексный процесс, охватывающий
меры, приведенные в табл. 19.6, в отношении услуг в здравоохранении.
Таблица 19.6. Управление качеством
(1) Установление стандартов (стандарты качества; величины, которые необходимо достичь) и
индикаторы услуг.
(2) Измерение индикаторов и сравнение со стандартами: мониторинг.
(3) Результаты сравнения
(3a) При невозможности констатировать наличие резкой разницы между эмпирическими
данными и стандартами: гарантия (сохранение, поддержание) имеющегося качества, то есть гарантия
Hosted by uCoz