Navigation bar
  Print document Start Previous page
 308 of 947 
Next page End  

период времени (Beutler & Kendall, 1995). Ниже приводятся некоторые ориентировочные цифры,
установленные Федерацией союзов немецких психологов (1996; ниже сокращенно F) и Обществом
психотерапевтов (1995; Zusammenschluss div. Psychotherapieverbande in Deutschland; сокращенно AGP),
а также немецким законом о психотерапии (PsychThG):
-
Длительность специализации:
в рамках полного образования 3 года (F, AGP, PsychThG) или
при образовании без отрыва от производства 5 лет (AGP, PsychThG).
-
Теория: 600 часов (F, AGP, PsychThG).
-
Практика: Практическая часть содержит следующие элементы:
1) Деятельность — в определенных и признанных учреждениях: минимум 600 часов лечения в
форме самостоятельно проведенной психотерапии под супервизией (F, AGP, PsychThG).
2) Супервизия (критическое осмысление практики под руководством; Holloway & Neufeldt, 1995):
супервизия — минимум 10 пациентов (F) или минимум 100 часов супервизии (AGP).
3) Самостоятельный опыт (в форме обучающей терапии, учебного анализа и т. д.; отдельно или
в группах; см. Pieringer & Laireiter, 1996): 100-250 часов (F, AGP). Последнее было включено в общие
рекомендации во многом благодаря усилиям глубиннопсихологических направлений, хотя их ценность
спорна (Lange, 1994).
Дополнительно требуется иногда самостоятельное обучение (AGP: 1200 часов).
В качестве примера обучения можно назвать американские концепции, где компетентность в
клинической психологии (включая психотерапию) приобретается по окончании последипломного
обучения присуждением ученой степени (включая написание диссертации). Общепринятая модель
следует целевому представлению, установленному на Боулдерской конференции в 1949 г. —
комбинации науки и практики: модель ученого-практика (scientist-practitioner model of clinical training;
Eifert & Lauterbach, 1995; Long & Hollin, 1997). За четырехлетним основным обучением с получением
степени бакалавра (В.А., B.Sc: Bachelor of Arts, bzw. Science) следует последипломное обучение, в ходе
которого клинический психолог становится достаточно компетентным для независимой деятельности с
юридической ответственностью. Последипломное обучение охватывает 2 года вплоть до получения
степени магистра (M.A., M.Sc.) и после этого еще три года до получения степени доктора (Ph.D. или
Psy.D.). Последипломное обучение в клинической психологии (включая психотерапию; магистрат и
докторат) длится, таким образом, всего 5 лет (4 года теория, практика; 1 практический год (Internship) с
супервизией; см. Eifert & Lauterbach, 1995). Образование с большей ориентацией на практику
предлагается в программах «Graduate schools of professional psychology», которые заканчиваются Psy.D.
(см. Shapiro & Wiggins, 1994). Для профессиональной деятельности в отдельных американских штатах
после окончания высшей школы следует получить соответствующую лицензию (Licence; Meyer et al.,
1991).
В немецкоязычных странах существует единодушное мнение, что получения степени бакалавра,
лиценциата или магистра психологии еще недостаточно для независимой деятельности с юридической
ответственностью. Поэтому требуется специализация, которая в настоящее время реализуется по трем
разным моделям:
-
Специализация по конкретному психотерапевтическому направлению (для клинической
психологии
отсутствует):
приобретаются специфические терапевтические знания в определенном
методе психотерапии (например, психоанализ, разговорная психотерапия, поведенческая терапия). Этот
вариант — если используется только он — проблематичен в той мере, насколько он сопряжен с
суженным подходом, который нельзя оправдать с научной точки зрения. Специализацию по
конкретному направлению можно подвергнуть критике и с точки зрения здравоохранения, так как
приобретенные в результате знания и навыки предлагаются только для отдельных групп. В новом
законе о психотерапии Германии предписывается комбинация фундаментальных знаний, общих для
всех методов, и углубленного изучения отдельных «научно признанных психотерапевтических
методов». Закон о психотерапии содержит в конечном итоге специализацию и в плане отдельных
методов, и в отношении отдельных специальностей.
-
Специализация в области конкретных сфер деятельности:
приобретается квалификация для
определенных сфер деятельности (например, для лечения патологических влечений, для
педагогического консультирования). Эта модель чаще всего представляет собой слишком раннюю
специализацию внутри клинической области.
-
Профильная специализация в клинической психологии (включая психотерапию) или
психотерапии:
приобретается квалификация, требуемая для какой-то профессиональной области
(например, специализация клинических психологов/психотерапевтов, врачей-специалистов по
Hosted by uCoz