Navigation bar
  Print document Start Previous page
 318 of 947 
Next page End  

не может на нее не влиять (макроперспектива). С 70-х гг. появляются комплексные подходы к
исследованию психотерапии, т. е. подходы, учитывающие макро-
и микроперспективу (например,
Baumann, 1984; Howard & Orlinsky, 1972; Orlinsky, Grawe & Parks, 1994; см. здесь также главу 19, главу
22.1).
-
Фазовая модель / процесс исследования. Исследование интервенции как и любое
исследование вообще — необходимо рассматривать как сложный процесс, который проходит
различные фазы: претворение новой концепции в жизнь, первая глобальная проверка, систематическая
оценка, осуществление на практике, перепроверка практики. Такая фазовая концепция обусловливает на
разных уровнях развития науки разные методические требования и разные же оценки. Так, например,
изучение отдельных случаев может иметь смысл в начальной стадии развития какого-то метода, но
мало что дает для широкой оценки. Проверка фармацевтических средств уже издавна структурируется
по схеме течения (Moller & Leimkuhler, 1995). Аграс и Берковитц (Agras & Berkowitz, 1980) предложили
схему течения для процесса исследования в поведенческой терапии. Другие ученые (Muller-
Orlinghausen & Linden, 1981; см. табл. 20.1) предложили схему течения для исследования психотерапии,
взяв за образец схему испытания фармакологических препаратов.
Таблица 20.1. Фазы исследования интервенции (для психотерапии — модифицированная
версия фаз I—IV испытания медикаментозных средств; ср. Muller-Orlinghausen & Linden, 1981;
Moller & Leimkuhler, 1995)
Исходный пункт. Имеется какой-то новый метод интервенции, созданный на основе
клинических наблюдений, теоретических соображений и индивидуального опыта. В случае
медикаментов речь идет о новом препарате, разработанном какой-либо фирмой.
Фаза I. Ориентировочная фаза. Это фаза систематического наблюдения и проверки новых
методов интервенции, гипотез еще мало, и они представляют собой только общие формулировки. В
этой фазе проводятся: изучение отдельных случаев, опыт по аналогии и, в умеренном объеме,
исследования групп (иногда без контрольных групп). В случае медикаментов — испытание чаще всего
предпринимается на здоровых пробандах.
Фаза II. Пилотажная фаза. На основе полученных в фазе I общих сведений терапевтическое
воздействие исследуется с привлечением гипотез. Для этого необходимы комбинированные
исследования процесса—успеха с контрольными группами, кроме того, при проверке воздействия
следует учитывать и катамнез. Испытание медикаментов проводится на пациентах; среди прочих
применяются также двойные слепые исследования.
Фаза III. Тестовая фаза. Речь идет о проверке какого-то метода интервенции в массовом опыте;
нередко проводятся объединенные исследования (одна и та же исследовательская методика в
нескольких учреждениях; мультицентрические исследования). По окончании фазы III медикаменты уже
можно регистрировать и допустить к применению.
Фаза IV. Практический контроль. После того как новый метод интервенции подтвердился в
условиях исследования, встает вопрос о его осуществлении на практике; он должен быть проверен (и
подтвержден) в текущей работе (ср. гарантия качества); если речь идет о медикаментах, после допуска
непрерывно регистрируются возможные нежелательные воздействия с помощью так называемого
лекарственного мониторинга.
-
Метаанализ. Из-за многочисленности работ по исследованию интервенции возникла
необходимость интегрировать большое количество данных. С этой целью с начала 80-х гг.
разрабатывался инструментарий — так называемый метаанализ (см. ниже), с помощью которого
возможен сравнительный обзор разрозненных данных. Достигнутые таким образом результаты
приобрели особое значение для здравоохранения.
-
Рекомендации. Множество методов терапии, да и экономические соображения применение
только проверенных и по возможности быстродействующих методов (ср. гарантия качества) — привели
к тому, что в 90-е гг. экспертными группами стали составляться рекомендации. В этих рекомендациях
содержится информация о том, какие методы апробированы, а также о том, при каких расстройствах
что следует делать (Guideline; см. ниже). В одно время появились не только общие указания
(качественность интервенций и показания к ним), но и руководства для отдельных терапевтических
методов, которые должны структурировать ход терапии.
-
Гарантия качества, управление качеством. С 90-х гг. большое значение в здравоохранении
стало придаваться гарантии качества (см. главу 19). Речь идет об оптимизации фазы IV (см. выше), т. е.
Hosted by uCoz