Navigation bar
  Print document Start Previous page
 323 of 947 
Next page End  

Рис. Исследование психотерапии: систематическое наблюдение интеракции психотерапевт—
пациент через компьютер
Изучение отдельных случаев имеет значение не только в ориентировочной фазе. В фазе
практического контроля (в образовании и повышении квалификации) тоже приобретают особенную
ценность исследования отдельных случаев в форме работ с одним пациентом, которые предлагаются
для проверки или о которых сообщается в супервизиях. Поэтому странно, что изучение отдельных
случаев в клинико-психологическом исследовании, да и в образовании, явно недооценивается.
5. Методика пилотажной фазы
Если в ориентировочной фазе новый терапевтический метод подвергается систематическому
наблюдению (нередко при отсутствии точных гипотез), то в пилотажной фазе новый метод испытывают
при контролируемых условиях, для чего требуются комплексные планы экспериментов. Ниже мы
должны остановиться на планах экспериментов в общем и целом (контрольные группы) и на
исследовании процесса и успеха. Обе эти темы были подняты Айзенком и Кислером и, будучи
основными принципами для исследования психотерапии, давно уже подтвердили свою значимость.
5.1. Планы экспериментов
5.1.1. Типы исследования контрольных групп
Исходя из контроверзы Айзенка в 50-х гг. появилось требование использовать контрольные
группы для оценки эффективности какого-то терапевтического метода. При таком подходе улучшается
внутренняя валидность, или обоснованность, выводов в исследовательской работе (Kohnken,
Seidenstucker & Baumann, 1979). Согласно нормативным документам Американской психиатрической
ассоциации (APA, 1982, S. 21ff.), эффективность интервенции можно проверять с помощью планов
экспериментов различного типа (Kazdin, 1980; см. табл. 20.3), обладающих разным методическим
качеством и разной степенью информативности.
Таблица 20.3. Типы экспериментов для исследования клинико-психологической
интервенции (методика контрольных групп) (АРА, 1982, S. 21 ff.; Baumann, 1986; Kazdin, 1980)
A. Нет эксплицитных контрольных условий: план эксперимента с использованием одной группы
(1) План эксперимента с использованием одной группы и ретроспективным сбором данных в
конце интервенции (одномоментный сбор данных; оценка интервенции по окончании интервенции).
(2) План эксперимента с использованием одной группы по меньшей мере с двумя измерениями
— пре- (до лечения) и пост-измерением (после лечения) (двухмоментный сбор данных с получением
разности в качестве меры изменения; в некоторых случаях — многомоментный сбор данных).
(3) План эксперимента с использованием одной группы, которая является по отношению к себе
одновременно и контрольной группой: в течение некоторого времени пациенты не подвергаются
лечению (Baseline), в результате получаются две фазы — контроля и интервенции, которые можно
сравнивать друг с другом (временнЫе эффекты не контролируются, внутренняя валидность
ограничена).
B. Эксплицитные контрольные условия: план эксперимента с использованием группы,
подвергающейся интервенции, и контрольной группы
(4) Контрольное условие без лечения: не получавшая лечение контрольная группа.
(5) Контрольное условие без лечения в контрольной фазе с последующей фазой лечения:
Hosted by uCoz