Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 947 
Next page End  

медикаментозное плацебо (см. ниже). Тем не менее медикаментозное понятие плацебо нельзя перенести
на клинико-психологическую интервенцию по следующим причинам (Baumann, 1986; Lambert & Bergin,
1994).
- Медикаментозное плацебо и испытываемый препарат (Verum) идентичны и внешне, и в способе
применения (благодаря чему и то и другое выглядит правдоподобно в глазах пациента); что же касается
клинико-психологической интервенции, то здесь эти условия едва ли можно реализовать. Уже в начале
мероприятия видны различия между интервенцией и плацебо-интервенцией в плане правдоподобия
процедуры, что уже не позволяет сделать методически адекватное сопоставление.
- Медикаментозное плацебо и подлинный препарат различаются по фармакологическому
механизму воздействия и не различаются по психологическому. Психотерапия и психотерапевтическое
плацебо имеют только один механизм — психологический, поскольку и точка приложения у них одна
— эмоции и поведение, что делает невозможным подобное различение. Более всего сказанное
относится к тем видам плацебо-психотерапии, которые включают некоторые формы лечения,
содержащие в себе психотерапевтические элементы (например, общая активность группы; проработка
литературы, релевантной для данного расстройства).
- В медикаментозной терапии можно отделить сам препарат («технику») от связанной с нею
психологической процедуры (осуществляемой врачом). В клинико-психологической интервенции это
не так, потому что сама техника реализуется через поведение терапевта. Невозможно объединить
недейственную технику с действенной манерой поведения психотерапевта — как это делается при
использовании медикаментозного плацебо.
- Иногда понятие медикаментозного плацебо приравнивают к понятию всеобщих, общих, не
специфических факторов, на которые в исследовании психотерапии нередко возлагается
ответственность за отсутствие разных эффектов между разными факторами интервенции (ср. Lambert &
Bergin, 1994; см. также главу 22.1). Такое уравнивание понятий проблематично, поскольку общие
факторы являются в полной мере истинными действующими факторами, существенными для терапии.
Обобщая можно сказать, что на сегодняшний день понятие медикаментозного плацебо не
принято переносить на психотерапию, а психотерапевтическая реализация плацебо представляет, по
сути, контрольные условия с как можно более незначительным лечением.
5.2. Исследование процесса, исследование процесса—успеха
Кислер не только призывает к исследованию терапии с различных позиций и мультимодальному
пониманию воздействия, но и подчеркивает необходимость комбинированного исследования
процесса—успеха. По традиции для оценки при исследовании интервенции чаще всего учитывается
состояние до и после интервенции (пре/пост). Потом в дополнение к этому было выдвинуто требование
исследовать успех и после окончания интервенции, т. е. проводить катамнестическое обследование (3-й
момент измерения). Но Кислер указывает еще и на то, что ход терапии сам по себе тоже очень важен и
имеет смысл анализировать и его. Успех интервенции надо рассматривать в связи с процессом
интервенции, а значит, можно говорить о комбинированном исследовании процесса—успеха.
Исследование процесса, впрочем, представляет интерес не только в отношении успеха терапии, но и
помогает ответить на вопрос: что же происходит во время интервенции и за счет чего осуществляются
терапевтические эффекты (Schindler, 1995; см. также главу 22.1).
Если при исследовании успеха наибольший интерес представляют начало терапии, конец
терапии и катамнез, то при исследовании процесса главное внимание уделяется микропеременным
изменения (Schaap et al., 1993; Schindler, 1991):
-
Изменения, происшедшие за один терапевтический сеанс (длительность процесса: секунды,
минуты и вплоть до максимальной продолжительности терапевтического сеанса). Элементы
терапевтического сеанса наблюдаются в течение одного сеанса и отчасти сопоставляются друг с другом
(например, соотношение длительности беседы и молчания; последовательности взаимодействия между
психотерапевтом и пациентом и т. д.); в дополнение к этому может даваться оценка одного сеанса
(например, удовлетворенность пациента терапевтическим сеансом).
-
Изменения, происшедшие между сеансами (длительность процесса: дни). Анализируются
события в промежутке между сеансами (например, изменения в формировании партнерства, в
преодолении профессионального стресса).
-
Изменения, происшедшие в отдельных фазах интервенции (длительность процесса: недели,
месяцы). Единица анализа это несколько сеансов, которые можно рассматривать как фазу (например,
Hosted by uCoz