Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 947 
Next page End  

Эпидемиология
Этиология/анализ условий
возникновения:
- методические точки зрения;
- общие детерминанты
(генетика, биологические
аспекты, влияния
окружающей среды:
социализация, стресс и т. д.)
Интервенция:
- методические точки зрения;
- здравоохранение;
- интервенции (профилактика,
психотерапия, реабилитация)
Рис. 1.2. Структура клинической психологии.
Функции (психические функции, например мышление, восприятие); паттерны функционирования — по
синдромам или диагнозам (психические расстройства по МКБ и DSM);
соматические болезни,
относящиеся к различным специальностям; межличностные системы делятся по структурной сложности
(пара, семья и т. д.)
4. Структура книги
Существующие учебники и пособия обычно отдают предпочтение одному из двух названных
аспектов (общему или частному) (ср. Bastine, 1990, 1992; Ehlers & Hahlweg, 1996; Hahlweg & Ehlers,
1997; Reinecker, 1990; из подобных англоязычных учебников назовем Davison & Neale, 1996). В
предлагаемом вашему вниманию учебнике воздается должное обоим аспектам и в равной мере; при
этом мы будем говорить о психических расстройствах, а не о соматических расстройствах/болезнях, так
как последние выходят за рамки нашего предмета. В силу сложности этой концепции — распределения
по двум измерениям — мы в некоторых пунктах вынуждены идти на компромисс, поскольку чтение
книги происходит в одном измерении.
4.1. Общие разделы книги
В учебнике излагаются следующие общие темы.
Раздел I. Общие положения. Основные понятия введение (глава 1); понятия здоровья, болезни
(глава 2); теория науки (глава 3: Классификация, диагностика, этиология; глава 4: Интервенция); этика
(глава 5).
Раздел II. Классификация, диагностика: общие положения. Классификация (особенно МКБ и
DSM; глава 6); диагностика (глава 7).
Раздел III. Эпидемиология. Эпидемиология (методические и содержательные аспекты; глава 8).
Раздел IV. Этиология
/
анализ условий возникновения: общие положения. В этом разделе
представлены общие методические аспекты (глава 9) и разные детерминанты психических расстройств
(главы 10-17). Речь идет об объяснительных подходах, которые могут привлекаться как теоретические
классы для различных расстройств:
- генетические факторы (глава 10);
- главы 14-17 посвящены влияниям социального окружения: влиянию социализации (глава 14);
социально-психологическим аспектам (глава 15); социологическим аспектам (глава 16); концепциям
стресса (глава 17).
В этих разделах речь идет преимущественно об общих аспектах, однако соответствующие
объяснительные подходы допускают достаточно специфические высказывания для отдельных
расстройств.
Раздел V. Интервенция: общие положения. В этом разделе представлены аспекты интервенции,
общие для всех расстройств: систематика интервенции (глава 18); здравоохранение (интервенция с
точки зрения макроперспективы, включая гарантию качества: глава 19); методика исследования
интервенции (в том числе оценка: глава 20).
Рассматривая клинико-психологическую интервенцию, мы разбираем следующие три функции
Hosted by uCoz