Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 947 
Next page End  

всегда есть возможность, что обобщенные результаты тестовой фазы (метаанализ, каталоги критериев,
рекомендации по лечению) могут быть модифицированы на основании подтверждения практикой.
Понятие гарантия качества или управление качеством,
введенное в последние годы в
здравоохранении, означает общее понятие для контроля практикой; это понятие значимо и для
клинической психологии/психотерапии. Его основные элементы — это качество структуры (общие
условия интервенции), качество процесса (качество внедрения результатов исследования в
повседневную жизнь клиники) и качество результата (в какой мере совпадают цель лечения и результат
лечения). Аспекты гарантии качества, имеющие значение для клинико-психологической интервенции,
подробно излагаются в главе 19.
Существует множество предложений по гарантии качества в том, что касается структуры и
результата; если же говорить о внедрении клинико-психологической интервенции или психотерапии в
практику, то и по сей день это делается бессистемно. Понятие контролируемой практики (Petermann,
1996b) означает, что практикующий специалист оценивает свои клинические действия, ориентируясь на
конкретный случай; такой подход помогает оптимизировать практику и тем самым вносит свой
существенный вклад в гарантию качества. При оценке терапевтических действий по возможности точно
регистрируются этапы интервенции и соответствующие изменения у пациента, и на этом основании
делается оценка интервенции. В качестве вспомогательных средств используются среди прочего
стандартизированные методы обследования, соотнесение с данными документации, а также
систематическое сопоставление документированных данных о течении терапии у нескольких
пациентов.
В гарантии качества документация интервенций обладает особенной ценностью. Бауманн и
Улейн (Baumann & Uhlein, 1994) составили основные положения, важные в отношении документации,
подчеркнув в первую очередь следующее.
-
Документация необходима по правовым, этическим, профессиональным и научным причинам.
-
Требование адекватно учитывать правовые условия (врачебная тайна, защита данных, право
пациента на осведомленность).
-
Документация должна вестись мультимодально, лучше по общепризнанной системе, в
соответствии с текущей работой.
-
Содержание документации должно быть комплексным (см. табл. 20.6).
Таблица 20.6. План составления документации амбулаторной психотерапии (по Laireiter,
Lettner & Baumann, 1996, S. 318)
(1) Данные в начале терапии
(1.1) Данные о пациенте (личные данные, например дата рождения, адрес)
(1.2) Данные анамнеза, включая актуальную ситуацию
- Биографический анамнез (социализация: например, данные о родителях, братьях и сестрах,
жизненных событиях в юности)
- Социальный анамнез (например, партнеры, собственные дети)
- Профессиональный анамнез (например, посещение школы, образование, профессиональное
положение)
- Анамнез расстройства (актуального расстройства и других расстройств/болезней, включая
соматические болезни; расстройства/болезни в семье).
(1.3) Данные по актуальному расстройству (например, диагноз, симптоматика, проблемные
области, психическое состояние, личность; ненарушенные сферы)
(1.4) Данные о психотерапевте
(1.5) Планирование терапии и цели терапии (например, показания/прогноз, цели
пациента/психотерапевта, информированное согласие)
(2) Данные по течению терапии, процессу терапии
(2.1) Данные об отдельных сеансах (в том числе формальные аспекты; интервенции; содержания;
домашние задания; оценка качества, отношений, течения со стороны психотерапевта/пациента)
(2.2) Изменения расстройства, течение расстройства
(2.3) Происходящие между сеансами события (например, смена места работы)
(3) Данные в конце терапии
(3.1) Данные о расстройстве (так же подробно, как в начале терапии)
(3.2) Оценка результата (измерения изменений; достижение цели; оценка успеха
психотерапевтом/ пациентом и т. д.)
Hosted by uCoz