Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 947 
Next page End  

(3.3) Структура лечения (формальное и содержательное обобщение данных по ходу терапии)
(4) Данные катамнеза
(4.1) Данные о расстройстве (так же подробно, как в начале и в конце терапии)
(4.2) Оценка результатов (так же подробно, как в конце терапии)
(4.3) Специфические катамнестические данные (социальная ситуация, взаимоотношения,
профессия, жилищная ситуация и т. д.)
В психиатрии существуют различные межрегиональные системы документации, в то время как
относительно клинико-психологических интервенций таких систем до сих пор нет. Для психотерапии
тем не менее тоже имеется несколько систем документации (ср. Laireiter & Baumann, 1996; Laireiter,
Lettner & Baumann, 1996, 1997), причем особенно хорошо разработано все касающееся начала и конца
терапии; документация же о течении терапии в отличие от психиатрии еще несовершенна.
В целом можно сказать, что на сегодняшний день наименее разработана в методическом
отношении фаза практического контроля, и поэтому здесь нужно приложить особенно много усилий,
чтобы прийти к удовлетворительным решениям этих вопросов.
8. Заключительные замечания
В отличие от медикаментозного исследования исследование клинико-психологической
интервенции нередко проводилось фрагментарно (одна работа на исследовательское учреждение);
программы исследований в этой области составляются редко. Исследовательская программа содержит в
себе временные рамки, внутри которых в некой очередности совершаются отдельные пошаговые
действия, и в результате можно говорить о постепенном росте знаний. Но помимо временной оси
измерения в программе заложены и связи между институтами и учреждениями по всей стране, т. е. над
одной и той же или близкой проблемой работают одновременно несколько учреждений. В таких
исследовательских программах нужно учитывать также макро- и микроплоскости интервенций.
Исследовательские программы не должны ограничиваться оценкой какой-то формы интервенции
(фазами I—III). Удовлетворительные результаты по фазам I—III являются необходимыми, но не
достаточными условиями для улучшения здравоохранения. Специальные исследования отчетливо
показали, что необходимо уделять дополнительное внимание и фазе IV, главная задача которой —
внедрение результатов исследований в практику при учете гарантии качества. Для улучшения
здравоохранения очень важно иметь общую методологию, и именно относящимся к ней отдельным
аспектам посвящена данная глава. Эта методология ориентирована в первую очередь на проверку
эффективности; но для объяснения воздействий имеют значение содержания и методы многих частных
сфер психологии (общая психология, психология личности, психология развития, социальная
психология, биологическая психология и т. д.). Главной целью исследования клинико-психологической
интервенции должна быть постоянная оптимизация обслуживания пациентов; а это возможно лишь при
наличии непрерывающейся обратной связи между исследованием и практической клинико-
психологической деятельностью.
9. Литература
Agras, W. S. & Berkowitz, R. (1980). Clinical research in behavior therapy: halfway there? Behavior
Therapy, 11, 472-487.
American Psychiatric Asssociation (1993). Practice guideline for the major depressive disorder in
adults. American Journal of Psychiatry, 150 (suppl. 4).
American Psychiatric Asssociation (1997). Practice guideline for the treatment of patients with
schizophrenia. American Journal of Psychiatry, 154 (suppl. 4).
American Psychologist (1994). Psychology in the public forum (Practice Guidelines). American
Psychologist, 49, 30-61.
APA Commission on Psychotherapies (1982). Psychotherapy research. American Psychiatric
Association.
Bastine, R., Fiedler, P. & Kommer, D. (Hrsg.). (1989). Psychotherapeutische Proze?forschung
(Themenheft). Zeitschrift fur Klinische Psychologie, 18 (1).
Baumann, U. (Hrsg.). (1984). Psychotherapie: Makro-/Mikroperspektive. Gottingen: Hogrefe.
Baumann, U. (1986). Zum Placebo-Konzept in der Psychotherapie. In H. Hippius, K. Uberla, G.
Hosted by uCoz