Navigation bar
  Print document Start Previous page
 337 of 947 
Next page End  

(2) Источники происхождения, относящиеся к окружающему миру
(2.1) Материальные базисные блага
общие:
-
бедность
общие:
-
улучшение материальных условий
специальные:
-
плохие жилищные условия
специальные:
-
предоставление жилья/жизненного пространства
(2.2) Психосоциальные базисные блага
общие:
-
недостаток интеракции или нарушенная
интеракция
общие:
- улучшение качества социальных ресурсов детей
специальные:
-
неправильный стиль воспитания
- интолерантные установки родителей
- родители в качестве модели агрессивного
поведения
специальные:
-
повышение принятия, уважения и поддержки со
стороны родителей/учителей/воспитателей
- повышение толерантности по отношению к
предоставлению свободы действий ребенку
- повышение способности к разрешению конфликтов
без агрессии в общении с детьми и взрослыми
В последнее десятилетие концепция Каплана «обрела второе дыхание» благодаря развитию
понятия ресурсов.
Согласно последнему, способствовать укреплению здоровья — это значит, с одной
стороны, помочь сохранить уже имеющиеся внешние и внутренние по отношению к индивиду ресурсы
(Hobfoll, 1989), а с другой —
повышать и те и другие. Оттавская хартия по укреплению здоровья
(Paulus, 1992) и Постановление Первой международной конференции по укреплению здоровья 1986 г.
призывают создавать для этого жизненные пространства (миры), которые способствовали бы здоровью
(см. главу 19). Согласно Хартии, сюда относится и создание возможностей для научения,
ориентированных на здоровье и позволяющих приобрести и закрепить личные навыки и умения в
отношении здоровья. Обзор важных психологических внутриличностных навыков и умений, таких как
протективный атрибутивный стиль, локус контроля и т. д., дан у Hornung, 1997.
Новые концепции созвучны с Капланом в том, что внутренние и внешние ресурсы надо
понимать в их взаимодействии друг с другом. Между обоими типами ресурсов происходит своего рода
трансакция (Hornung & Gutscher, 1994), результат которой зависит еще и от внутренних и внешних
патогенных факторов. Вслед за Альби (Albee, 1980) Беккер (Becker, 1997), приняв во внимание
патогенные и протективные факторы, предложил понятие здоровья, или понятие профилактики, в
котором соотносятся друг с другом патогенные и протективные внутренние и внешние факторы (ср.
Schwenkmezger, 1997; см. рис. 21.1).
Рис. 21.1. Формула заболеваемости (по Becker, 1997)
Хотя в настоящее время эту формулу заболеваемости едва ли можно считать в достаточной мере
точной, но все-таки она может служить эвристической основой для проектирования и разработки
конкретных, даже специфических профилактических программ. Неспецифические программы
интервенции —
это, например, поведенческий тренинг для родителей,
повышающий родительскую
компетентность в воспитании ребенка, в результате чего улучшаются условия для развития их детей.
Неспецифическую профилактическую функцию имеют также программы по «компенсаторному
воспитанию» (ср. Perrez, 1994).
Тренинги, направленные на укрепление здоровья,
призванные снизить общий риск заболеваний
путем обучения специальным навыкам и умениям, тоже относятся к неспецифической профилактике.
Матараццо (Matarazzo, 1984) называет четыре поведенческих фактора риска; им посвящено довольно
много исследований, и их значимость для повышения общего риска болезни уже не вызывает сомнений:
это поведение типа А, нездоровое пищевое поведение, чрезмерное курение и чрезмерное потребление
Hosted by uCoz