Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 947 
Next page End  

интервенции: профилактика (глава 21), психотерапия (глава 22) и реабилитация (глава 23); в
дополнение к этому имеется глава о психофармакотерапии (глава 24). В главе о психотерапии пять
подразделов: один из них посвящен систематике (глава 22.1), остальные — четырем основным
ориентациям, имеющим различные теоретические основы (подробно см. главу 22.1):
- подходы, делающие акцент на отношениях психотерапевта и пациента: психоаналитически
ориентированная психотерапия (глава 22.2); разговорная психотерапия (глава 22.3);
- подходы, делающие акцент на эмоциях и поведении: поведенчески ориентированная
психотерапия (глава 22.4);
- подходы, делающие акцент на межличностной системе: супружеская и семейная терапия (глава
22.5). Во всех главах общей части в качестве примеров приводятся отдельные расстройства, что
связывает общую часть со специальной.
4.2. Частные разделы книги
Как уже отмечалось, мы выходим за пределы традиционных классификаций расстройств, и
специальная часть учебника, посвященная отдельным расстройствам, состоит из трех разделов (VI—
VIII). Нам кажется это особенно важным, поскольку психические расстройства структурируются не
только по МКБ и DSM;
в клинической психологии необходимо учитывать знания из других областей
психологии (особенно общей психологии).
Раздел VI. На самом нижнем уровне рассматриваются расстройства отдельных психических
функций человека. В этом отношении наш учебник соответствует классическим учебникам и
монографиям англоязычных стран (например, Eysenck, 1973), — мы старались связать клиническую
психологию с общей психологией. По многим причинам мы не можем здесь обсуждать все возможные
функции и поэтому ограничились наиболее важными: моторика (глава 25), восприятие (глава 26),
память (глава 27), научение (глава 28), мышление/решение проблем (глава 29), эмоции (глава 30),
мотивация (глава 31), сон (глава 32), пищевое поведение (глава 33).
Каждая функция рассматривается в плане ее классификации, диагностики (глава 25.1),
этиологии/анализа условий возникновения (глава 26.2) и интервенции (глава 26.3). Таким образом,
специальная часть учебника не оторвана от основных проблем, общих для всех расстройств. В
соответствующих главах по этиологии/анализу условий возникновения дается описание и проводится
анализ условий возникновения нарушений функций в терминах языка описания соответствующей
функциональной модели. Насколько возможно, даются объяснения нарушенных паттернов
функционирования, комплексов (напр., депрессия на базе отдельных нарушенных функций —
эмоциональное расстройство как базис депрессии).
Раздел VII. На более сложной ступени расположены расстройства паттернов функционирования.
Здесь обсуждаются: расстройства, обусловленные употреблением психоактивных веществ (глава 34),
шизофрения (глава 35), депрессивные расстройства (глава 36), тревожные расстройства (глава 37),
соматоформные и диссоциативные расстройства (глава 38). В этот раздел тоже включены подглавы о
классификации, диагностике (глава 34.1), этиологии/анализе условий возникновения (глава 34.2) и
интервенции (глава 34.3). Данные по эпидемиологии можно взять из общей главы об эпидемиологии
(глава 8), кроме того, они содержатся в соответствующих подглавах.
Говоря о нарушении функций и паттернов функционирования, можно не принимать во внимание
возраст пациента, особенно это касается этиологических теорий. Но в более специализированных
разделах вполне логично уделить внимание и расстройствам, имеющим возрастную специфику.
Поэтому мы включили главы о расстройствах у детей и подростков (глава 39) и у пожилых людей
(глава 40) (информацию о них можно найти также в подглавах о классификации/диагностике — глава
40.1 — и интервенции — глава 40.2).
Раздел VIII. Психические расстройства можно рассматривать также применительно к
межличностным системам,
то есть системам, объединяющим две или более личностей. Здесь нас
интересуют прежде всего нарушения отношений и сексуальные расстройства, релевантные для малых
систем (глава 41), а также для двух более обширных областей: образования (излагается на примере
школы; глава 42) и работы (производственные организации; глава 43). Все эти системы
рассматриваются в плане их классификации, диагностики (глава 41.1) и интервенции (глава 41.2).
Подытоживая, можно сказать, что клиническая психология обладает весьма сложной структурой.
Особенно значимым является разграничение клинической и общей психологии и выделение различных
уровней (функция, паттерн функционирования, межличностная система). Таким образом, становится
Hosted by uCoz