Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 947 
Next page End  

преступность и многие психические расстройства обусловливаются бедностью, неправильным
воспитанием, социальной и культурной обделенностью. В середине 60-х гг. это вызвало к жизни
компенсаторные Head-Start-воспитательные программы, которые и по сей день обнаруживают заметный
эффект (ср. Perrez, 1994). В том же духе звучало и Постановление Президентской комиссии по поводу
психического здоровья «The President's Commission» (Mental Health, 1977/8) Джимми Картера; это
направление Альби (Albee, 1996) называет stress-learning model.
Начиная с 80-х гг. наблюдается своего рода контрдвижение, руководимое Национальным
институтом психического здоровья (NIMH; National Institute of Mental Health) и отдающее предпочтение
биологической ориентации.
Прежние профилактические исследовательские программы, которые
занимались общественными патогенными факторами, уступили место биологическим, неврологическим
и генетическим программам; период 90-х гг. провозглашался «десятилетием мозга». «The Preventions of
Mental Disorders: A National Research Agenda» (NIMH Prevention Research Steering Commitee, 1993)
делает ставку на исследования, которые ориентированы на факторы риска конкретных расстройств,
определенных по DSM,
а общее исследование здоровья отступает на второй план. Альби (Albee, 1996)
называет эту модель расстройства «DSM-IV-discrete desease model»:
ищутся физические причины
генетического, биохимического и т. п. рода, а также факторы окружающей среды, вызывающие
расстройства. Современная ориентация на специфическую и ориентированную скорее биологически
профилактику, несомненно, способствует улучшению теоретической основы профилактики, однако
здесь есть опасность пренебречь некоторыми фактами, а именно: факторы риска находятся в сложных
отношениях с психическими расстройствами; различные факторы риска нередко приводят к одним и
тем же расстройствам, а одни и те же факторы риска — к разным расстройствам (Coie et al., 1993),
одновременное действие нескольких факторов риска может дать аддитивный или кумулятивный
эффект. Наиболее многообещающей является биопсихосоциальная модель, принципиально
ориентированная на многофакторную детерминацию поведения.
3. Профилактика, ориентированная на популяцию, и профилактика, ориентированная на
отдельные группы населения
С самого начала профилактического движения в XIX веке, связанного с открытием
Земмельвейсом путей заражения инфекциями, стали организовываться информационные кампании,
обращенные к широким слоям населения; в частности, одна такая кампания была направлена на
преодоление родильной горячки. Популяционная профилактика нацелена на все население в целом или
на какие-то группы из всего населения, выбранные безотносительно критериев риска, например все
школьники или все родители. Сюда относится, скажем, уже обязательное во многих школах
информирование о СПИДе с целью привлечь внимание всех школьников к опасности заражения
вирусом СПИДа и избавить их от заблуждений относительно путей заражения. Примером
дифференцированной оценки одной такой программы может служить работа Hornung, Wydler, Vontobel,
Tschopp & Gutzwiller, 1989; эти авторы изучили обязательное в цюрихских школах просвещение о
СПИДе на предмет его эффекта, используя при этом различные критерии воздействия. Пример
популяционной специфической профилактической программы по предупреждению курения табака у
школьников представлен в прим. 21.2. Популяцией здесь являются все школьники 7-го класса, без учета
особых критериев риска, т. е. невзирая на то, курят ли они уже или, может быть, потребляют какие-
нибудь психоактивные вещества.
Примечание 21.2. Пример популяционной, специфической, индивидуально ориентированной
программы интервенции по профилактике курения сигарет (Gohlke H., 1993)
Постановка вопроса / постановка цели
Повысить представления школьников подросткового возраста об опасности курения, удержать
от курения тех, кто еще не начал курить, и побудить перестать курить тех, кто уже курит.
Методы
-
Выборка:
в качестве целевой группы обследовались ученики 7-го класса из 27 классов в 13
школах (N = 752), в возрасте от 12-13 лет. 38-48% мальчиков и 46-81 % девочек к началу интервенции
никогда не пробовали курить. Школы подразделялись на интервенционные и контрольные.
-
Интервенция:
программа была рассчитана на 8 академических часов и содержала следующие
темы:
Hosted by uCoz