Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 947 
Next page End  

задачу развития, мы имеем в распоряжении существенные элементы кризисной интервенции, а именно:
выражение эмпатии, паллиативные и вселяющие уверенность мероприятия, а также формирование
новых взглядов. Это не означает, что если, например, кто-то потерял любимого человека, то надо
подавить горечь утраты; но мы можем, вчувствовавшись в клиента, воодушевить его к тому, чтобы он
принял скорбь как необходимый ответ на случившееся.
2) Содействие развитию компетентности. Содействие развитию компетентности в зависимости
от особенностей пациента и типа события имеет конкретные цели научения. В случае утраты это может
быть способность скорбеть; в случае развода — способность поставить себя на место другого, а после
выхода на пенсию — способность формировать новые удовлетворительные социальные отношения и
найти новые занятия, — все эти способности можно развивать и совершенствовать. Эти цели
ориентированы на индивида и заключаются в улучшении внутренних ресурсов. В качестве средств
используются ролевая игра, целенаправленные тренировки, разговорная психотерапия и т. д.
3) Раскрытие социальных ресурсов и социальная интеграция (если необходимо в новое
окружение). При кризисной интервенции часто на помощь пациенту призывается социальное
окружение. В рамках медиаторного подхода адресатами интервенции могут быть близкие доверенные
люди, коллеги по работе или соседи; они вносят свой потенциальный вклад в оказание помощи
пациенту. Это имеет смысл в том случае, когда социальная интеграция индивида, обратившегося за
помощью, слишком ненадежна (например, у людей, склонных к суициду), а в распоряжении имеются
неиспользованные социальные ресурсы. Иногда помощь заключается в том, чтобы ликвидировать
вредное окружение (Huxley & Kerfoot, 1995).
5.6.2. Концепции кризисной интервенции, относящейся к событиям
Некоторые критические жизненные события, часто случающиеся в нашем обществе, побудили к
созданию специальных концепций интервенции. В 1992 г. в ФРГ распались примерно 150 000 браков,
что отразилось на судьбе свыше 100 000 малолетних детей. В последние годы специально для этого
критического жизненного события, ставшего уже почти «нормативным» для нашей культуры (Fthenakis,
Niesel & Oberndorfer, 1988), были развиты собственные концепции интервенции, смысл которых
заключается в неком посредничестве («divorce mediation»), имеющем целью смягчить (или
предупредить) кризис до, во время и после развода и защитить интересы вовлеченных в эти
переживания детей (ср. Folberg & Milhe, 1988; Ermert, Klinkner & Sander, 1995; Jaede, 1991).
Кроме того, были разработаны специальные концепции интервенции для совладания с тяжелыми
хроническими болезнями (ср. Heim & Perrez, 1994). В больницах и клиниках, где идут в ногу со
временем, были учреждены собственные психологические консультации для оказания поддержки таким
пациентам, чтобы им было легче совладать с надвигающимся несчастьем (ср. Aebischer, 1987). В одном
проекте, осуществленном в университетской детской клинике Бонна, Петерманн и др. (Petermann et al.,
1998) показали, что целенаправленной психологической поддержкой можно очень помочь семьям
детей, больных раком, подготовиться к предстоящей потере и что такая помощь позитивно сказывается
в том числе и на медицинском лечении.
Другие концепции интервенции, относящиеся к конкретному событию, были разработаны для
лиц или групп лиц, страдающих от последствий безработицы (ср. Becker, 1984, S. 373 f.); для молодых
родителей — чтобы они могли лучше справиться с выполнением родительских задач; для переживших
смерть партнера (ср. Filipp & Graser, 1982, S. 193 f.), а также для ВИЧ-инфицированных (ср. Perrez,
1992).
6. Научное обоснование и оценка профилактических и способствующих укреплению
здоровья программ интервенции
6.1. Постановка проблемы
Для научного обоснования профилактических программ необходимо знать и этиологию, и
интервенцию, т. е. обладать как номологическим, так и технологическим знанием (ср. главы 3 и 4).
Чтобы планировать научно обоснованные профилактические программы, нужно знать, во-первых, какие
условия благоприятствуют, или вызывают, нежелательное состояние (этиология), а во-вторых, какими
действиями (интервенцией) эти условия можно устранить на практике. Второе отнюдь не вытекает из
первого. Например, требуется предотвратить такое расстройство, как коронарные заболевания.
Hosted by uCoz