Navigation bar
  Print document Start Previous page
 352 of 947 
Next page End  

Рис. 21.2. Типы оценки по стадиям (по Mittag & Jerusalem, 1997)
Третья фаза соответствует суммарной оценке, или оценке результатов. Важнейшие
характеристики этой фазы даны на рис. 21.2 (по Mittag & Jerusalem, 1997; см. также Walter & Schwarz,
1997).
6.3. Аспекты плана эксперимента / Разная сложность программ
Как правило, при исследовании профилактической интервенции речь идет о полевых
экспериментах (ср. Patry, 1982), чем в существенной мере обусловливается возможность ошибок. Тем
не менее эмпирическая оценка эффективности, сделанная даже на основании полевых исследований,
может быть более информативной, если использовать подходящие экспериментальные планы (Wottawa
& Thierau, 1990). Почти всегда можно говорить разве что о квазиэкспериментальной методике с
неэквивалентными контрольными группами. Росси и Фримен (Rossi & Freeman, 1993) предлагают
наряду с методикой контрольных групп методики одной группы,
которые тоже допускают некоторую
оценку воздействия программы, хотя и при менее благоприятных условиях (например, Ischi & Perrez,
1988). Кроме проблемы эквивалентных контрольных групп на возможность оценки влияет и другой
фактор — степень сложности интервенции. Разной степени сложности могут быть и критерии.
Программы с низкой степенью сложности отличаются среди прочего своей небольшой
продолжительностью —
несколько недель или месяцев. Цели в любом случае должны быть четко
сформулированы. Группу лечения и контрольную группу можно сформировать относительно без
проблем, а наблюдение воздействия (включая катамнез) продолжается несколько месяцев. Подобным
образом нередко составляются программы по отвыканию от курения (ср., например, Teld, Miller, Killen
& Cooke, 1990).
Обзор оценки такого рода профилактических программ небольшой длительности в сфере
проблематики ВИЧ дан
в метаанализе (Hosler, 1995), где выделяется несколько целевых групп
(гемофилия, гомосексуалисты и т. д.), различные цели тренинга (копинг, безопасный секс и т. д.) и
различные переменные воздействия (психологические переменные, иммунологические переменные). В
анализ вошли 36 интервенций из 31 работы, всего 1483 наблюдаемых лиц. Профилактические
предложения можно было подразделить на 6 различных типов интервенции (4 интервенции нельзя было
однозначно отнести ни к одному типу):
1) когнитивные поведенческие интервенции (10 интервенций);
2) программы иммунизации к стрессу (4 интервенции);
3) гипнотерапия / методы релаксации (4 интервенции);
4) гуманистические интервенции (6 интервенций);
5) интервенции с использованием спортивных упражнений (5 интервенций);
6) интервенции с использованием аэробики (3 интервенции).
Работы оценивались (согласно Grawe, Donati & Bernauer, 1994) по их клинической значимости,
внутренней валидности, разносторонности измерений и другим критериям качества при
удовлетворительной «межэкспертной» надежности. Степень эффектов «R» вычислялась совокупно для
различных изменений, и эффекты оказались скорее слабыми, но лежали в ожидаемом направлении.
Если сравнить все интервенции в целом с контрольными группами, то большинство эффектов
оказываются более сильными. При сравнении различных типов интервенции в отношении силы их
эффекта лучшие значения обнаруживаются для программ иммунизации к стрессу, затем следуют
Hosted by uCoz