Navigation bar
  Print document Start Previous page
 354 of 947 
Next page End  

лет после окончания программы) — учителя и сами дети.
Результаты
Методом мультивариантного анализа дисперсии удалось идентифицировать главные эффекты и
интеракции (например, группа х пол детей). В конце 1-го катамнестического измерения оказалось, что
мальчики из контрольной группы более деструктивны, гиперактивны и менее эмоционально
впечатлительны («less emotionalle sensitive» —
там же, S. 48), чем дети из группы, где проводилась
интервенция. После 2-го катамнестического измерения контрольные дети обнаруживали среди прочего
больше «acting out» [Acting out (англ.) внешнее выражение подсознательных психических процессов.
Прим. ред.]
и более импульсивное поведение; среди детей, направленных в специальные
консультационные учреждения, четыре пятых были из контрольной группы.
Результаты этого скрупулезно осуществленного проекта показывают, что основная информация
приобретается при такой структуре оценки, которая ориентируется на «классический» план
эксперимента. И хотя многие каузальные отношения остаются неясными — например, какие элементы
программы на что влияют, — тем не менее результаты позволяют обоснованно оценить возможности и
границы подобного комплексного пакета программ. Теперь программа повторяется, после чего будет
систематически расширена в зависимости от того, насколько подтвердятся ее результаты (ср. Johnson,
1988).
---
Аналогичные выводы (Johnson, 1988) позволяет сделать «Ypsilanti-проект» (Schweinhart &
Weikart, 1988) для 3- и 4-летних чернокожих детей из бедных семей. План оценки подобен таковому в
«Houston Parent-Child Development Center Program». При последнем измерении, когда «детям» —
участникам этой программы было уже 19 лет, сравнение экспериментальной и контрольной групп
выявляет существенные различия по некоторым важным критериям.
Авторы вычислили также соотношение затрат—пользы и доказали, что каждый доллар,
инвестированный налогоплательщиком в одногодичную программу, экономит 6 долларов, т. е. на
каждом участнике, который обходится примерно в 5000 долларов, экономится около 28 000 долларов,
которые в противном случае были потрачены на специальное воспитание, устранение криминальных
последствий, общественное здравоохранение и социальные расходы (ср. Schweinhart & Weikart, 1988).
«Task Force on Promotion, Prevention and Intervention Alternatives in Psychology» APA
опубликовал несколько примеров комплексных программ (Price, Cowen, Lorion & Ramos-McKay, 1988),
которым можно приписать модельный характер как в отношении их теоретического обоснования, так и
в том, что касается эмпирической оценки. В этих проектах в значительной мере удалось определить
относительную эффективность программного пакета и более или менее удовлетворительно решить
главные проблемы комплексных первичных профилактических программ (Rosenberg & Reppucci, 1985):
набор адекватных контрольных групп, использование разнородных измерительных инструментов при
учете различных источников данных, а также различение и оценка краткосрочных и долгосрочных
целей.
7. Заключительные замечания
Анализ основы профилактических и способствующих укреплению здоровья мероприятий
показывает, что в настоящее время лишь крайне осторожно можно говорить о научном обосновании
профилактических мероприятий. Этиологическое знание, которым мы располагаем, подтверждено в
очень небольшом объеме. Также лишь в известных пределах мы можем утверждать, что знаем, какие
физические, социальные и культурные базисные блага важны для жизни и развития и как они
взаимодействуют с индивидуальными предпосылками конкретного человека, которому нужно помочь
сохранить психическое здоровье. Однако невзирая на такое положение вещей, нельзя не признать, что в
отдельных профилактических сферах у нас все-таки есть научные знания, а значит, и опорные точки для
предупреждающих мероприятий, особенно неспецифических.
На мой взгляд, спор вокруг того, какова должна быть методология эмпирического обоснования
программ, т. е. в отношении их эффективности, предварительно можно решить явно в пользу
классического исследования оценки. Этнометодологические альтернативы не могут здесь взять верх
(ср. Cook & Matt, 1990). Head-Start-программы, базирующиеся на классической идее оценки,
представляются, кроме того, полезными основами для комплексных программ. В настоящее время
грядет новое поколение комплексных программ, которые продолжаются в духе прежних экспериментов
Hosted by uCoz